Обучение с пелёнок по методике Глена Домана: польза или вред? Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли? Как сделать карточки для обучения

Вовик стал в год и три проявлять активный интерес к буквам (свои рисунки я стала подписывать). Решила сделать тематические карточки - карточки Домана, т. к. покупные наборы не устроили ни по цене, ни по составу, ни по качеству. Вот что у нас получилось:

1. Описание
Для начала определилась с категориями карточек. Потом сделала список всего, входящего в категории. Получилось у меня так:
Игрушки . Кубики, кукла, юла, лошадка, мяч, пистолет, мишка, кегли, погремушка, конструктор, шарики, робот, кораблики, пирамида, неваляшка, лопатка, совок, шарики, настольная игра, погремушка.

Канцелярия . Краски, кисточки, линейка, блокнот, карандаши, точилка, ручка, степлер, дырокол, скрепки, мел, кнопки, скотч, циркуль, фломастеры, папка.

Домашние животные . Корова, лошадь, верблюд, свинья, коза, овца, олень, собака, кошка, кролик, хомяк, осел.

Звери . Бурундук, енот, медведь, обезьяна, тигр, бобр, еж, кенгуру, жираф, белка, белый медведь, тюлень, шакал, мышь, дикобраз, зубр, коала, морж, летучая мышь, мангуст, динозавр, пингвин, панда, пантера, крыса, морская свинка, лиса, барсук, лось, слон, гепард, зебра, бегемот, волк, рысь, заяц, лев, носорог, мамонт, олень, овцебык, нутрия, песец, кабан, крот, леопард, ягуар.

Рыбы и морские обитатели. Лещ, акула, ёрш, кит, карп, камбала, щука, окунь, корюшка, осётр, форель, сом, скумбрия, плотва, треска, угорь. Омар, креветки, осьминог, кальмар, морская черепаха, медуза, краб, морской конек, скат, морской лев, рак, дельфин, морская звезда, тигровая креветка.

Птицы . Филин, петух, утка, павлин, курица, лебедь, ласточка, альбатрос, попугай, аист, скворец, дятел, страус, ворона, орел, голубь, воробей, грач, соловей, клест, журавль, цыпленок, синица, канарейка, сова, чайка, снегирь, гусь, сорока, индюк, фламинго.

Насекомые . Пчела, муха, тарантул, стрекоза, колорадский жук, клещ, шмель, муравей, кузнечик, майский жук, божья коровка, гусеница, бабочка, скорпион, оса, богомол, комар, таракан, пиявка, паук, жук, личинка, червяк.

Пресмыкающиеся и рептилии. Ящерица, улитка, лягушка, игуана, черепаха, хамелеон, варан, крокодил, кобра, удав, гадюка, уж, полоз, мамба, анаконда.

Еда, орехи и напитки. Кешью, арахис, грецкие орехи, каштаны, фундук, пекан, кокосовый орех, кедровый орех, фисташки, миндаль. Сливочное масло, макароны, кренделек, сосиски, творог, цыпленок, шоколад, пончики, пицца, сэндвич, варенье, рулет, крекер, картофель фри, колбаса, буженина, сосиски, макароны, окорочок, блины, оладьи, ветчина, сардельки, печенье, салат, пельмени, гамбургер, джем, голубцы, пряники, сырок, горошек, мюсли, хлопья, квашеная капуста, курица-гриль, крылышки, консервы, кетчуп, майонез, сгущенка, селедка, запеканка, жареная рыба, винегрет, сырник, бутерброд, багет, йогурт, фасоль, булочки, батон, конфеты, вареники, вафли, овощи, пирожное, каша, плов, изюм, ветчина, пирог, лаваш, макароны, фасоль, кекс, круассан, курага, крабовые палочки, шаверма, рыбные палочки, стейк, пюре, тост, хот-дог, сметана, мед, оливки, сушки, сыр, маслины, суп, черный хлеб, десерт, пирожки, суши, шашлык, мясо, финики, торт, рогалик, рис, инжир, чернослив, черная икра, красная икра, гуляш, бефстроганов, мороженое, чипсы. Кефир, молоко, компот, кисель, бутылка воды, вода, чай, кофе, какао, сок.

Транспорт и средства передвижения. Велосипед, самолет, самосвал, микроавтобус, лодка, самокат, воздушный шар, аварийная машина, грузовик, машина, экскурсионный автобус, вертолет, автокран, бульдозер, корабль, велосипед, подъемный кран, каток, пожарная машина, скорая помощь, мусоровоз, автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, полицейская машина, сани, экскаватор, санки, карета, подводная лодка, погрузчик, ролики, кабриолет, дельтаплан, коляска, носилки, вертолет, кресло-коляска, ледянка, прогулочная коляска, парашют, трактор, ракета, яхта, телега, катер, квадроцикл, надувная лодка, бетоновоз, поезд, бензовоз, снегоход, джип, лимузин, мотоцикл.

Мебель . Комод, стеллаж, кресло, кровать, полка, диван, детская кроватка, тумба, стенка, табурет, письменный стол, гардероб, шкаф, кухонный уголок, кухонный гарнитур, стул, стол.

Посуда и кухонные аксессуары. Кастрюля, ложка, нож, переднки, доска, миска, дуршлаг, сито, контейнер, пиццерезка, толкушка, овощечистка, кувшин, сахарница, чайник, тарелка, термос, воронка, вилка, котелок, терка, лопатка, сковорода, лопатка, тарелка, стакан, венчик, стаканчик, ковш, банка, бутылка, поварешка, скалка, шумовка, форма для выпечки, солонка.

Приборы. Блендер, мобильный телефон, кофемолка, микроволновая печь, миксер, пульт, пылесос, кофеварка, фен, ноутбук, телевизор, мультиварка, весы, магнитофон, веб-камера, наушники, колонки, плеер, планшетный компьютер, видеокамера, фотоаппарат, соковыжималка, посудомоечная машина, утюг, швейная машина, телефон, старальная машина, мясорубка, микрофон, кондиционер, вентиллятор, плита, тостер, калькулятор, чайник, пароварка, холодильник, компьютер, кухонный комбайн, принтер.

Человек . Мужчина, женщина, малыш, ребенок, мальчик, девочка, ноги, доктор, кулак, палец, полицейский, живот, плечи, ступня, спина, локоть, колени, шея, подбородок, волосы, ногти, брови, руки, ладонь, усы, борода, лоб, лицо, глаза, нос, рот, уши, зубы.

Цветы, злаки, растения . Магнолия, колокольчик, мать-и-мачеха, хризантема, клевер, орхидея, мак, василек, мята, подсолнух. Лен, репейник, лишайник, водоросли, мох, тростник. Просо, ячмень, пшкница, овес, рожь, осока, подснежник, гладиолус, крапива, роза, рис, ромашка, тюльпан, гербера, подорожник, пион, лилия, одуванчик, мимоза, каллы, лютик, кувшинка, фиалка, флоксы, папоротник, алоэ, ландыши, астры, фикус, гвоздика, сакура, сирень, календула, камыш, лотос, нарцысс, чертополох, анютины глазки, лаванда, незабудка, букет, ирис, кактус.

Элементы и явления природы . Росток, перо, сосульки, листья, ракушки, желуди лес, кочка, колосья, почки, костер, водопад, смерч, облако, туча, огонь, молния, солнце, луна, дождь, снежинка, трава, куст, дерево, гнездо, болото, море, река, радуга, ветка, ущелье, айсберг, звезда, шишки, лужа, капля, колосья, камень, полено, гора.

Улица . Лопата, тележка, горка, качели, светофор, палатка, мостик, кормушка, скворечник, монеты, деньги, киоск (ларек), банкомат, памятник, заправка, лестница, пожарная часть, стадион, церковь, лейка, балкон, снеговик, тачка, скамейка, остановка, забор, ворота, касса, мост, вокзал, лыжи, коньки, удочка, магазин, перила, урна.

Одежда, обувь, аксессуары . Перчатки, жилетка, кепка, носки, блузка, колготки, майка, шапка, пальто, варежки, шарф, пиджак, кофта, боди, шерстяные носки, трусы, шорты, комбинезон, джинсы, дубленка, пижама, комбинезон, брюки, платье, юбка, панамка шуба, рубашка, футболка, ремень, куртка. Зонт, сумка, портфель, бусы, кольцо, часы, цепочка, шнурки, косок. Кроссовки, босоножки, шлепанцы, резиновые сапоги, туфли, тапки, сапоги, валенки, ботинки.

Фрукты и ягоды. Груша, нектарин, инжир, хурма, айва, алыча, слива, яблока, фейхоа, дыня, манго, персик, грейпфрут, лайм, лимон, мандарин, киви, гранат, банан, ананас, апельсин, абрикос. Ежевика, арбуз, виноград, клубника, тутовник (шелковица), шиповник, облепиха, барбарис, рябина, земляника, черная смородина, брусника, вишня, клюква, земляника, ирга, белая смородина, черноплодная рябина, малина, морошка, калина, голубика, черника, красная смородина, крыжовник.

Овощи и зелень. Морковь, перец, помидор, картофель, кабачок, огурец, репа, свекла, капуста, лук, редис, авокадо, брокколи, пекинская капуста, брюссельская капуста, горох, баклажан, репка, имбирь, патиссон, спаржа, дайкон, редька, кукуруза, белокочанная капуста, батат, бобы, цуккини, цветная капуста, хрен, тыква, острый перец, чеснок, артишок, краснокочанная капуста, кольраби, пастернак. Салат, лук-порей, петрушка, сельдерей, зеленый лук, шпинат, щавель, укроп, ревень.

Квартира . Прищепки, расческа, рюкзак, ножницы, настольная лампа, коробка, корзина, умывальник, унитаз, кран, душ, выключатели, розетка, камин, очки, лампочка, ампула, вата, таблетка, капсула, бинт, градусник, клизма, зеркало, клубок, моток, нитки, иголка, гладильная доска, зубная паста, зубная щетка, мочалка, шампунь, полотенце, плед, мыло, грелка, горшок, булавка, ванна, ведро, мойка, лампа, светильник, ночник, газета, письмо, рулетка, вешалка, люстра, пуговица, пассатижи, пила, пакет, сундук, спички, бинокль, фонарик, бра, отвертка, молоток, шприц, топор, губки, щетка, щетка для волос, ящик, чемодан, совок, ваза, батарейки, лейкопластырь, подушка, замок, кошелек, коврик, ключ, книги, торшер, термометр, свеча, матрас, кисть, часы, туалетная бумага.

Деревья . Эвкалипт, пихта, сосна, бонсай, орешник, граб, черемуха, акация, пальма, баобаб, бамбук, вяз, можжевельник, бук, клен, вяз, тополь, яблоня, рябина, дуб, береза, кипарис, ольха, липа, каштан, лиственница, ясень, ель, ива, кедр, осина.

Грибы . Шампиньоны, шиитаки, волнушка, подосиновик, горькушка, масленок, боровик, белый, вешенки, моховик, подберезовик, опята, сыроежки, черный груздь, белый груздь, черноголовик, лисички, мухомор, бледная поганка, дождевик.

Музыкальные инструменты . Маракасы, гитара, скрипка, гусли, балалайка, арфа, баян, рояль, пианино, губная гармоника, барабан, ксилофон, флейта, бубен, аккордеон, труба, тромбон.

Геометрические фигуры и тела. Прямоугольник, овал, полукруг, трапеция, треугольник, кольцо, квадрат, круг, параллелепипед, шестиугольник, сердце, пятиугольник, ромб, восьмиугольник, звезда. Шар, конус, параллелепипед, пирамида, тор, цилиндр, куб.

Персонажи . Царевна-лягушка, Дед Мороз, Снегурочка, Маугли, Кощей Бессмертный, Кот в сапогах, Леопольд, Змей Горыныч, гном, Емеля, клоун, кот Матроскин, Бармалей, Айболит, золотая рыбка, Нептун, Русалочка, Дюймовочка, Людоед, Баба Яга, фея, Шапокляк, Красная Шапочка, Пьеро, Чиполино, И-а, почтальон Печкин, Василиса Прекрасная, король, царь, Незнайка, Мурзилка, Кеша, Карлсон, Чебурашка, пират, Пятачок, Водяной, богатырь, волк, Бэтмен, Колобок, принцесса, принц, Белоснежка, привидение, Лесовик, оловянный солдатик, русалка, солдат, богатырь, Микки Маус, Щелкунчик, дядя Стёпа, шут, волшебник, ведьма, Иван-царевич, крокодил Гена, Чудовище, смешарики, дракон, Шрек, Снежная королева, царевна Несмеяна, жар-птица, Арлекино, Чунга-Чанга, Антошка, Буратино, Мальвина, ангел, Винни Пух, Мэри Поппинс, Аладдин, джинн, Карабас-Барабас, Спайдермен, Леший, Домовой, Петрушка, Мюнхаузен, Золушка.
Вот здесь можно скачать: http://narod2.yandex.ru/disk/39465126001/%D1%81%D0%9A%D0%90%D0%97%D0%9E%D0%A7%D0%9D%D0%AB%D0%95%20%D0%9F%D0%95%D0%A0%D0%A1%D0%9E%D0%9D%D0%90%D0%96%D0%98.doc.html

2. Подписи (надписи)
Развивашку хочется использовать подольше - до школы. Поэтому подписи на разных карточках выполнены разными способами. На простых карточках они яркие, одноцветные, информативные:

Второй вид надписей - красно-синие - нужны для изучения с ребенком гласных и согласных:

Третий вариант подписей служит для обозначения слогов:

И есть подписи по Зайцеву (одним цветом выделена согласная и идущая за ней гласная):

3. Изготовление
Для изготовления карточек сначала воспользовалась купленными на книжной ярмарке тематическими раскрасками (6-10 руб. за книжку):

Карточки из тематических раскрасок вырезала по нужному мне размеру (15х20 - половина альбомного листа):

В интернете скачала несколько подходящих мне карточек (много детских презентаций на этом сайте - http://900igr.net/). Скаченные и сохраненные в виде графических файлов, карточки распечатывала по акции в фотоателье (100 штук за 199 рублей в NetPrint - бюджетный вариант у меня получился!) Фотографии не ламинировала:

Но качество скаченных карточек мне не очень понравилось. Поэтому искала в инете нужные изображения хорошего качества, вставляла их в документ Word и делала подписи:

Вордовский документ с карточками распечатывала на цветном принтере (более 500 листов):

Для дольшей сохранности все карточки решила заламинировать. Ламинировали вместе с Вовиком. Ему так понравился ламинатор: маленькая бесшумная коробочка, через которую проезжает тихонько бумажка матовая, а становится глянцевая, да еще и с узнаваемыи рисунками!

Потом заламинировнные листы разрезала пополам (по размеру карточек). Получилась вот такая стопка:

Для удобного хранения и изучения категорий сшила кармашки из твида. Под каждую категорию не получилось, их слишком много, а ткань в кармашками размером всего лишь с книжный стеллаж. Так что по 3 категории пришлось группировать.

4. Использование
Карточки одной категории нужно показывать ребенку по 2-3 секунды ежедневно, проговаривая название (подпись). Заниматься больше 5 минут за раз не получится, т. к. у ребенка переключается внимание. Тут главное периодичность.

Со временем ребенок выучивает всю категорию (как картинки, так и текст). Можно просить его показать нужный объект или назвать его, если ребенок уже говорит (заниматься по карточкам можно чуть ли не с рождения!).
Следующий этап игры - рассказ об изображенном предмете, его свойствах, происхождении, цвете, вкусе, материале, назначении и т. п.
Здесь можно прочитать про систему более подробно и скачать некоторые категории карточек -http://proigrushku.ru/kartochki-domana/.

Позже сделаю Вове карточки и по другим темам - Писатели, художники, поэты, флаги, инструмент, профессии и т. п. Пока - по минимуму на мой взгляд

Занятия с Вовой по этим карточкам у нас происходят пока очень экзотично. Я показываю ему карточку с домашним животным, озвучиваю и Вова тут же срывается с места, чтобы принести такую же игрушку или журнал/книгу с его изображением. Так что я не успеваю его остановить и показать следующую карточку ) Зато сам он может с удовольствием сидеть и разглядывать карточки, разговаривая с ними на своем языке...

Делала долго, но результатом довольна - карточки Вове нравятся очень ))

P.S. По просьбе трудящихся все сохраненные картинки заархивировала и положила тут - http://narod2.yandex.ru/disk/38549232001/%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80.rar.html ) Сорри, остальные печатала и не сохраняла...
Вот еще несколько моих категорий http://files.mail.ru/FSPCOV

А знают ли ваши дети, что и где находится в вашем городе? Что скрывается за яркой вывеской, для чего предназначены кафе, оптика, ателье? А знание этих тем повседневной жизни говорит об уровне развития вашего малыша, его социальной ориентации.

Игра «Прогулка по городу» дает прекрасную возможность обратить внимание на окружающий мир, созданный руками человека, и поговорить о своем городе более подробно и предметно. Игра способствует развитию внимания, мышления, памяти и речи.

В помощь предлагаем выписки из Толкового словаря русского языка со значе-ниями слов игры.

Комплектность:

- разрезные карты с вывесками и фасадами 30 городских заведений и учрежде-ний, картинками внутреннего вида, либо содержания заведений - 6 шт.;

- разрезные карты со стихами-загадками - 2 шт.,

- словарь - 1 шт.

Подготовка к игре:

Распечатать и разрезать листы с картинками и стихами по пунктирным линиям на отдельные карточки (по 30 штук).

Правила игры:

Задача игроков - соединить название (вывеску) с содержанием.

1 вариант:

Играют от 2-х до 6 человек и ведущий. Предложите детям подумать и назвать, какие вывески и названия они видели, прогуливаясь по городу.

Раздайте карты с фасадами и вывесками поровну всем игрокам и вместе прочитайте. Пусть дети попробуют сами объяснить, что, по их мнению, скрывается за этими вывесками; что можно увидеть, открыв дверь заведения; для чего оно пред-назначено.

Ведущий берет карточки-картинки с внутренним видом и, выбрав наугад одну из них, показывает её игрокам. Те игроки, у которых есть вывеска данного заведения, берут карточку у ведущего и выкладывают её напротив названия на пустое место. Побеждает тот, кто первым составит все пары.

2 вариант:

В игре участвуют карты с фасадами и карточки-стихи. Игра аналогична 1 ва-рианту. Ведущий читает стихи-загадки, а дети отгадывают, о каком заведении идет речь. Угадывая, забирают карточку у ведущего и выкладывают ее напротив соот-ветствующей вывески на карте. Побеждает тот, кто первым заполнит карту.

3 вариант:

В игре участвуют все карточки. Ведущий раздает игрокам поровну карточки с рисунками, себе оставляет стихи. Затем ведущий читает стихотворения по одному. Дети отгадывают, о чем идет речь и при правильном ответе закрывают стихами соот-ветствующий рисунок. Выигрывает тот, кто первым закроет все рисунки.

Удачной игры!










Значения слов по Толковому словарю русского языка

1. Аптека - учреждение, в котором продаются и изготавливаются лекарства, лечебные средства, предметы санитарии и гигиены.

2. Ателье - мастерская по пошиву одежды (а также по некоторым другим видам обслуживания).

3. Автовокзал - большая станция пригородного или международного автобусного сообщения.

4. Банк - финансовое учреждение, производящее операции со вкладами, с кредитами и плате-жами.

5. Баня - специальное помещение или учреждение, где моются и парятся.

(Сауна - финская баня с горячим сухим воздухом в парной и холодным бассейном).

6. Бассейн - искусственный водоем, сооруженный для плавания, купания.

7. Библиотека - учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности (книги).

8. Больница - медицинское учреждение для стационарного лечения.

9. Ветлечебница - (сокр. ветеринарная лечебница) - лечебное учреждение для животных.

10. Гастроном - магазин пищевых продуктов.

II. Гостиница - дом для временного проживания приезжающих с одноместными или неодномест-ными номерами, с обслуживанием.

12 Детский сад - воспитательное учреждение для детей дошкольного возраста.

13. Железнодорожный вокзал - большая станция на железнодорожных путях сообщения.

14. Зоопарк - (сокр. зоологический парк) - место содержания, демонстрации, изучения и воспро-изводства диких животных

15. Институт - высшее учебное заведение, научно-исследовательское учреждение.

16. Кафе - небольшой ресторан.

17. Кинотеатр - зрелищное предприятие, помещение, в котором демонстрируются кинофильмы

18. Оптика - магазин, учреждение, в котором продаются и изготавливаются приборы для зрения.

19. Парикмахерская - предприятие, где делают прически, завивку, стригут бреют.

20. Парк - большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками, водоемами.

21. Торговый центр - магазин непищевых товаров народного потребления.

22. Поликлиника - лечебное учреждение с врачами разных специальностей для приходящих боль-ных или помощи на дому.

23. Почта-телеграф - учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денег.

24. Рынок - место розничной торговли под открытым небом или в торговых рядах.

25. Ресторан - открытая до ночи или ночью, хорошо обставленная столовая с подачей дорогих за-казных блюд и напитков, обычно с музыкальной эстрадой.

26. Столовая - учреждение общественного питания.

27. Стадион - комплексное спортивное сооружение с трибунами для зрителей и со специально оборудованными площадками для тренировок, состязаний.

28. Театр - зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене драматические представления.

29. Цирк - зрелищное предприятие, помещение, где даются представления с участием акробатов, гимнастов, клоунов, эквилибристов, дрессировщиков, фокусников.

30. Школа - учебно-воспитательное учреждение, здание такого учреждения

Наши бабушки понятия не имели о раннем развитии малышей и считали младенцев беспомощными карапузами. Сегодня все иначе – популярность обучающих (буквально с пеленок) программ все увеличивается.

Полугодовалым детям преподается математика, чтение, биология и другие науки, которые сами родители осваивали в младших классах. В этой статье мы расскажем вам об одной из таких методик развития для самых маленьких – это карточки Домана.

Из этой статьи вы узнаете

Немного об авторе

По мнению американского врача-нейрофизиолога, в каждом ребенке скрыт огромный потенциал, раскрытие которого находится в руках родителей. Глен Доман разработал методику физического и интеллектуального развития детей с самых пеленок.

На протяжении более 20 лет он вместе с коллегами искал решения, направленные на лечение детей с отставанием развития. Основной, по их мнению, причиной патологий (в том числе и касающихся тела) является повреждение мозга. Именно в поисках путей его восстановления проводились многочисленные эксперименты, исследования, тестирования.

Подтверждением того, что методика Глена Домана эффективна, стали положительные результаты, демонстрирующие заметные улучшения маленьких пациентов.

Братья и сестры больных малышей с не меньшим энтузиазмом стали заниматься уроками, проводимыми Доманом. Это воодушевило врача на разработку методик для здоровых детей. С самых пеленок по программе раннего обучения младенцы осваивают профессии, математику, чтение и даже транспорт.

Открытие врача вдохновило многих, в том числе и Андрея Маниченко – психолога и педагога. Он адаптировал программу на «русский лад» и основал компанию «Умница» для раннего развития детей. Так в нашей стране появилась методика Домана-Маниченко.

Основные идеи методики раннего обучения

По мнению Глена Домана, успех обучения обусловлен именно ранним возрастом учеников.

  • Раскрывать потенциал ребенка нужно уже с пеленок.
  • Самый авторитетный учитель – родитель, искренне желающий обучить своего малыша. Благоприятные условия – домашние, привычные.
  • Такой невероятной тяги к познаниям, как в детстве, человек не испытывает больше никогда. Малютки легко усваивают информацию в большом объеме.
  • Фактический рост мозга прекращается к 6 годам. К этому времени нужно «вместить» туда как можно больше знаний.
  • Внимание родителей – лучший подарок для детей. Поэтому совместное обучение дарит ребенку не только новые познания, но и общение с любимыми людьми.

Карапузы, которые узнали, что такое суперкарточки по методике Домана-Маниченко с раннего возраста, уже к 2–4 годам считали, читали и были эрудированнее, чем сверстники. Они отличали профессии, знали общественный транспорт, животных, птиц.

Правила раннего обучения

Чтобы методика Глена Домана приводила к ожидаемым результатам, автор рекомендует придерживаться простых, но очень важных советов.

  • Чем младше малыш, тем легче его обучить. Поэтому начинайте заниматься сразу с пеленок.
  • Вам или ребенку неинтересны такие темы, как профессии или математика? Для вас есть другие – биология, транспорт, география.
  • Не настаивайте на том, чтобы кроха демонстрировал свои знания. Цель обучения – дать информацию, а не постоянно проверять ее усваивание.
  • Заранее готовьтесь к занятию. Заниматься нужно в подходящей обстановке (выключите телевизор, уберите телефоны, музыку и другие отвлекающие факторы).
  • Хвалите и поощряйте ребенка, открыто радуйтесь его успехам. Используйте обращения «умница», «молодчина» и т. д.
  • Уроки должны быть регулярными, важна система. Вводите как можно больше информации. Например, профессии – врач, доктор. Кто и чем занимается, с какой целью? Транспорт – мотоцикл и автомобиль. Сходства, отличия, за счет чего движутся?
  • Если вам не нравится процесс обучения, не насилуйте себя. Такой подход не приведет к положительным результатам.
  • Оканчивайте домашние уроки при первых проявлениях усталости маленького ученика (начал зевать, отвлекаться, перемещаться).

Помните, малыши более восприимчивы к игре, система менее эффективна. Превратите ваши занятия в увлекательный процесс, которого ребенок будет ждать с нетерпением! Тогда вы будете заниматься с удовольствием, что приведет к максимальной результативности.

Что такое карточки Домана

Автор методики утверждает, что деятельность мозга ребенка схожа с компьютером – чем больше фактов, тем больше выводов он способен сделать. Он способен запомнить все: разных животных, профессии, буквы и числа, транспорт. Важно предоставлять карапузу максимум информации.

Пример: кроха увидел птицу и привлекает внимание мамы. Что она скажет?

  • Промолчит.
  • Это «кря-кря».
  • Птичка!

Такие варианты непродуктивны и бессмысленны. Есть еще одно решение – показать и озвучить малютке несколько карточек, где изображены разные птицы (голубь, воробей, курица и т. д.).

При этом малыш сможет проанализировать картинки самостоятельно и определить, что у них общего. В результате ребенок будет не только знать о том, что это птички, но и их особенности – крылья, клювы, умение летать и другие.

Развивающие карточки Глена Домана посвящены самым различным тематикам. С их помощью кроха может изучить профессии, животный и растительный мир, цвета, транспорт.

В продаже доступны карточки, сортированные по отдельной тематике и наборы с комплексными программами. Сделать их можно и своими руками. Как, расскажем чуть позже.

Учимся читать

Вы познакомились с букварем в 5 или 6 лет? Методика «Чтение» по Доману позволяет обучать детей с пеленок (с 6 месяцев). Поможет вам «читалка»!

Как заниматься с таким крохой, и как это возможно? Примерно так же, как малыши учатся понимать и воспроизводить речь. Сначала малютка видит слово и слышит его произношение.

Постепенно оно «сохраняется» в памяти и при очередном просмотре карапуз уже узнает знакомое сочетание букв. Законы чтения дитя изучит самостоятельно, благодаря способности анализировать и сопоставлять.

Обучение начинается от простого к сложному – сначала это знакомые малютке слова (члены семьи, бутылочки и любимые игрушки), затем словосочетания, предложения, а потом такая «читалка» распространяется и на книги.

Если вы захотите сделать карточки для занятия своими руками, то придерживайтесь такого же оформления, как у экземпляров из комплекта «Умница»:

  • размер – 10х50 см;
  • шрифт – высота 7,5 см, толщина 1,5 см (постепенно уменьшается);
  • цвет букв – красный (через некоторое время сменяется черным).

Как проводятся развивающие уроки

  • В первый день мама подготавливает 5 карточек со словами, которые в течение 10 секунд нужно показывать и зачитывать. Занятие оканчивается поцелуем, объятиями и другими поощрениями ребенка («умница», «все отлично» и т. д.). Аналогичные действия повторяются еще 2 раза в течение дня.
  • На следующий день количество занятий увеличивается до 6. Половина из них посвящена старому материалу (повторите действия из пункта 1), остальные 3 проводятся по новым 5 словам.
  • Третий день также более информативен – добавьте еще 5 карточек и увеличьте количество подходов до 9 в день.
  • На пятый день вы должны перейти к демонстрации 25 слов (15 раз в день).
  • В конце недели снова добавьте слова, но в изученных комплектах по одной карточке уберите (останется 25 штук).

Краткий итог: каждое слово нужно показывать малютке на протяжении 5 дней по 3 раза. Длительность одного урока не должна превышать 10 секунд. Ориентируйтесь на настроение ребенка. Если он голоден, хочет спать или просто не в духе, перенесите занятия на более удачное время.

Математика с пеленок

Считается, что детям с гуманитарными наклонностями математика дается с трудом. Им тяжело осваивать счет, примеры, задачи. Возможно, так оно и есть у тех школьников, с которыми родители не занимались по методике Домана.

Как младенец может освоить такую задачу, спросите вы. Автор утверждает следующее:

Если назвать число 3, взрослый представит именно символ 3. Ребенок же видит сразу количество и вообразит три предмета (3 печенья, например). Если эту способность развить, ребенку буквально с пеленок будет подвластна математика.

Как сделать развивающие карточки своими руками, и какого размера они должны быть?

  • Количество – 100 шт.
  • Габариты – 27х27 см.
  • Изображение – точки (от 1 до 100).
  • Диаметр точки – 2 см.

Математика изучается также, как и в предыдущей методике (там мы осваивали чтение). Нужно показывать ребенку карточку с точками, озвучивать, постепенно увеличивая количество занятий и сами числа.

Пока ребенок совсем маленький, используйте только 2 части набора – от 1 до 5 и от 5 до 10. Когда малютка освоит эти числа, продвигайтесь дальше.

Кстати, необязательно использовать карточки, сделанные своими руками или купленные в магазине. В продаже можно найти коврик по Доману, стимулирующий, по словам производителя, развитие ребенка не менее эффективно.

Общие знания

В чем цель жизни? В разностороннем развитии, в изучении окружающего всего мира, а не его отдельных частей. Разделение на гуманитариев и на тех, кому ближе математика, по мнению Домана, неверно.

Ошибка родителей заключается в том, что они тратят время на объяснения, рассказы. С пеленок дети еще ничего не знают и воспринимают только «голые» факты. По программе они умещены в 10 разделов.

  • Биология – в комплекте карточки Домана: животные, растения, птицы и т. д.
  • География – города России и другие.
  • Анатомия – строение и части тела, органы.
  • Искусство – картины, живопись.
  • Литература – писатели, классика.
  • Музыка – композиторы.
  • Язык – объект и его перевод.
  • Математика – карточки с точками, обозначающими число.
  • История – правители, разные времена, значимые события.
  • Общие знания – профессии, орудия труда, общественный транспорт.

Каждое занятие должно дополняться новой информацией. То есть нужно не просто показывать ребенку карточку с изображением льва, а рассказывать о нем от простого к сложному.

Пример: у этого зверя густая грива. Лев – царь зверей, сильное и красивое животное. Это хищник, который питается другими зверями. Львы живут в прайдах, где несколько львиц и один самец.

Если будете делать развивающие карточки своими руками, уделяйте внимание четкости изображения. На картинке может быть только один предмет: если транспорт, то одно авто (грузовик, автобус). Если профессии, то конкретные (повар, врач). Размер должен быть большим. Подходящие параметры - 28х28 см.

Какие недостатки имеет методика Домана

  • Маленький исследователь стремится к самостоятельной добыче информации. Карточки лишают его возможности сделать это своими руками. Получается пассивное развитие с пеленок, не требующее от малыша особого участия.
  • Огромное количество информации легко истощает уязвимую нервную систему младенца. Математика, разные профессии, птицы и животные, транспорт…

Как все запомнить и зачем? Отразиться это может на физическом развитии и поведении. А может и не отразиться, все зависит от самого ребенка. Поэтому так важен индивидуальный подход, не всем подходит система развития по предлагаемой схеме.

  • Родителям не всегда хватает энтузиазма проводить систематично занятия. Если делать карточки своими руками, то уходит много сил и времени. Покупка же готового комплекта по карману не всем.

Перед тем как приступить к раннему развитию, подумайте, а стоит ли это делать. Ведь ваш маленький умница все равно освоит информацию, просто чуть позже, в положенное природой время.

Узнает, чем отличается друг от друга транспорт, какие есть профессии. Ориентироваться стоит не на моду, личные желания или советы знакомых. Прислушайтесь к крохе, его предпочтениям и желаниям. Тогда вы поймете, что необходимо именно ему.

Начиталась интернета и решила, что нам необходимы развивающие карточки . Купили 🙂 Вот такие:

Дочка (на тот момент где-то 1.5 года) очень карточками заинтересовалась! За пару дней она узнала с десяток новых слов из разных категорий. Играет с ними до сих пор (год и 9), но я стала замечать, что содержимое карточек (около 80 штук) ей известно, она быстро их пролистывает и ищет другое занятие для себя. Поэтому я вдохновилась идеей добавить несколько карточек с новыми изображениями и сделать их своими руками! Нам понадобился интернет, цветной принтер, бумага, картон, ножницы, клей и карандаш. 15 минут креатива и вот что мы получили:

Карточки имеют изображения с обеих сторон. Между двумя картинками — картон. Размер карточки 9х11см. Все предельно просто и ребенок снова увлечен!

А вот еще вариант самодельных развивающих карточек . С помощью такого варианта мы изучаем цвета.

Важный момент: если есть возможность, воспользуйтесь ламинатором 😉

И вариант развивающих карточек -самоделок номер три:

Привет всем!!!

Я думаю, каждая мама хотя бы раз слышала о карточках Глена Домана, а многие с успехом ими пользуются.

Я впервые услышала о Домане еще будучи студенткой. Нам одном из занятий по детской психологии нам рассказали о его методике. Тогда я и подумать не могла, что спустя несколько лет активно буду применять её в своей жизни.

Ещё будучи беременной, я много читала о раннем развитии детей, о разных методиках и играх, направленных на то, чтоб бы дети с самого рождения интенсивно развивались.

Конечно, после рождения дочурок, мой пыл значительно поутих, сразу после родов банально не хватало времени, да и рано было, как мне казалось.

Но, когда дети немного подросли, я вернулась к методике Глена Домана, решив основательно подойти к вопросу интеллектуального развития детей. В Интернете я стала искать карточки Домана и пришла в ужас: цена блока из 10-20 карточек может доходить до 100 гривен или почти 4 долларов. А блоков этих нужно очень много,

Поэтому и решила я сделать карточки Домана самостоятельно. Для этого мне понадобился всего лишь плотный картон и все тот же, вышеупомянутый Интернет.

Я скачала блоки с домашними и дикими животными, насекомыми, фруктами, овощами, транспортом и фигурами. Далее все просто, осталось их просто распечатать и разрезать на карточки.

Да, безусловно, получилось у меня не так, как в оригинале, ведь мой старенький принтер полосит, да и яркость не всегда такая, как в оригинале.


Безусловно, по качеству самодельные карточки уступают карточкам, изготовленным промышленным путем. По крайней мере, в моем случае.



Но, учитывая, что лист картона стоит всего лишь 1 грн. 50 коп., а на нем можно напечатать 4 карточки, то как-то можно с этим смириться.

Поэтому могу с полной уверенностью заявить, что сделать карточки Домана в домашних условиях легко, для этого нужно совсем немного: картон, цветной принтер, Интернет, ножницы.

Как заниматься по карточкам?

По методике самого Домана нужно демонстрировать детям карточки блоками, определенное количество времени, по нескольку раз в день, чётко приговаривая то, что изображено на карточке. Со временем, количество карточек увеличивается, изученные карточки убираются, добавляются новые. В Интернете есть множество вариаций на тему занятий по карточкам Домана. Да и каждая мама, я уверена, привносит что-то своё в эти методики. Лично я делаю так: показывают детям карточки, называю то, что на них нарисовано и описываю:

"Это яблоко. Оно красное/круглое/твердое/сладкое/вкусное".

"Это кошка. Она говорит "мяу"./ У неё четыре лапы.

В общем, при помощи этих карточек я стараюсь рассказать детям как можно больше об окружающем мире.

Изначально, когда дети были ещё совсем маленькими, они особо не реагировали на то, о чем я им рассказывала. Но, по мере того, как они росли, я видела интерес в их глазах. Со временем, они начали повторяет за мной как говорит котик, собачка, могли показать на карточке то животное или тот фрукт, о котором я спрашивала.

Чем заменить карточки Домана?

Одновременно с тем, дети стали стремиться самостоятельно брать карточки в руки, в результате чего, дидактический материал быстро начал приходить в негодность. И тут в одном из магазинов я наткнулась на книги, которые, по сути, были изготовлены по принципу карточек Домана. Они-то с успехом и заменили мне карточки.

Это были книги из серии "Окружающий мир" издательства "Пегас.


Цена одной такой книги всего лишь 10 гривен 99 копеек.

На сегодняшний день в нашей коллекции уже 10 книг и постоянно мы покупаем что-то новое.

Вот, к примеру, недавнее наше приобретение - книга под названием "Транспорт".


Что мне нравится в этих книгах? Я уже говорила, что сделаны они по принципу карточек Домана, то есть, на одной странице изображена одна картинка, внизу подписано что на ней изображено. К примеру,


При желании, книгу можно разрезать и сделать из неё карточки.

Я же не стала этого делать, оставив книги в первозданном виде.

Дочки очень любят заниматься по этим карточкам. В фаворе у нас несколько книг с карточкам. Это, к примеру, "Овощи".


Я показываю то, что изображено на картинке, называю изображенный овощ, а кроме того, рассказываю, как он выглядит, какой формы и какого цвета. Также проговариваю во время еды, что в супе есть картошка, морковь, кабачок и т.д.



Очень дочки любят карточки с изображением фруктов.


Яблоко, конечно, самое любимое, но и другие уже узнают и показывают с лёгкостью.



Мне очень нравится заниматься по книжкам, где на развороте есть сравнения. К примеру, "твердый/мягкий". Параллельно с карточками, стараюсь показывать то же на предметах окружающей среды: "чистый/грязный", "много-мало" и т.д.


Недавно я купила детям и 2 "Азбуки" на русском и украинском языках, но к буквам у дочек пока что интереса нет, так что эти книги у нас не в ходу.

Книги, купленные первыми, уже очень потрепаны, что опять-таки подтверждает, что детям они очень нравятся и дочки любят по ним заниматься.

Буквально на днях я приобрела книгу "Цвета".


Я показывают не только карточки, но и указываю на ту игрушка, у которой одинаковый цвет с изображенным на картинке.


Что могу уже точно сказать: дочки стали с лёгкостью подбирать кольца для пирамидки, основываясь на моих подсказках относительного того, колечко какого цвета им нужно взять следующим.

По методике Домана я все же не стала заниматься: демонстрировать карточки блоками, определённое количество времени, по несколько раз в день.

Я просто показываю детям карточку, называю то, что на ней, рассказываю о изображенном как можно больше информации. Детям это нравится, я вижу, что они с радостью занимаются.

Подводя итог

Безусловно, я рекомендую карточки Домана - это прекрасная возможность познакомить детей с окружающим миром, способствующая интеллектуальному развитию малышей. Вариаций занятий по ним огромное множество, каждая мама может выбрать тот вариант, который удобен ее ребенку. Карточки можно купить, изготовить самим, приобрести книги, сделанные по принципу методики Домана.

Спасибо всем за внимание!!!

Читайте также: