Учимся правильно читать намаз. Порядок совершения утреннего намаза (Фаджр) для женщин

Для женщин

  • Стоя, выразите искреннее намерение (ният) совершить намаз:

    * Фард – обязательное к исполнению в Исламе. Невыполнение фарда считается грехом.

  • Поднимите обе руки так, чтобы кончики пальцев оказались на уровне плеч, ладони были обращены в сторону Киблы, и произнесите такбир ифтитах (начальный такбир): “Аллаху акбар”.
  • Затем сложите руки на груди, положив правую руку поверх левой, и прочтите:

    “Аузу билляхи минашшайтаани р-раджим

    Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим

    Альхамдy лилляхи раббиль ´алямин

    Иййякя на´бyдy ва ийякя наста´ийн

    Ихдина с-сырааталь мyстакыйм

    Сырааталлязина ан´амта алейхим

    Гайриль магдуби алейхим валяд-дооллиин…”

    Аамин. (Произносится про себя)

  • Опустив руки, произнесите: “Аллаху акбар” и совершите руку’ (поясной поклон).
  • После руку’ выпрямите тело до вертикального положения.
  • Со словами “Аллаху акбар” исполните падение ниц (сажда). Во время сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и только после этого лбом и носом коснуться места сажда.
  • После этого со словами “Аллаху акбар” поднимитесь с сажда в сидячее положение
  • Выдержав в этом положении паузу, достаточную для произнесения “Субханаллах”, со словами “Аллаху акбар” снова опуститесь в сажда.
  • Затем, со словами “Аллаху акбар”, встаньте для исполнения второго рака’ата. Руки складываются на груди.

    II рака‘ат (намаз для новичка)

    Сначала, как и в первом рака´ате, прочитайте суру “Фатиха” , дополнительную суру, например «Ихлас» (хотя для начинающих можно ограничиться только чтением суры “Фатиха” – см.выше) выполните руку´ и сажда.
  • После второго сажда второго рака´ата сядьте на ноги и прочитайте молитву (ду´а) “Аттахийят”:

    Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа барака´атyх

    Ассалямy алейна ва ´аля ´ибядилляхи с-салихийн

    Ашхадy алля илляха илляллах

    Ва ашхадy анна Мухаммадан ´абдyху уа расyлюх”

  • Произнесите приветствие: “Ассаляму ‘алейкум уа рахматуллах” с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем – в сторону левого.
      Салям в левую сторону. Руки лежат на коленях, пальцы – в свободном положении. Обе ноги сдвинуты вправо. Голову поворачивают влево, взгляд – на плечо.
  • В заключение Вы можете обратиться к Всевышнему Творцу с Вашими /личными/ ду´а (просьбами).

    Как читать намаз – намаз для начинающих женщин (видео)

    Как читать намаз – намаз для начинающих женщин (видео)

    Как правильно делать намаз женщине, с чего начать? Для начала нужно узнать, что такое намаз и зачем его делать. Намаз в Исламе – это один из пяти столпов Ислама, выполнение его предписано каждому мусульманину и мусульманке. Намаз – это поклонение мусульманина Аллаху, совершение которого, очищает человеческую душу, освещает его сердце и возвеличивает этого человека перед Великим Аллахом. Только во время намаза человек напрямую общается с Аллахом. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал о намазе: «Намаз – это опора религии. Кто оставляет намаз, тот разрушает свою религию». Совершающий намаз, помогает очищению своей души от всего порочного и греховного. Намаз для женщины является неотъемлемой частью ее поклонения Всевышнему. В свое время Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) спросил у своих сподвижников: «Останется ли на вашем теле грязь, если вы будете пять раз купаться в реке, что течет у вас перед домом?» Они ответили: «О Посланник Аллаха, никакой грязи не останется». На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это и есть пример пяти намазов, которые совершает верующий, и посредством этом Аллах смывает у него грехи, как эта вода смывает грязь». Намаз будет определяющим при расчете в Судный день, по тому как человек относился к выполнению намаза будут судить и его дела земные. Намаз для женщин является обязательным как и для мужчин. Многие из мусульманок боятся начать читать намаз, из-за того, что не знают как правильно совершать намаз, но это не должно служить препятствием перед совершением мусульманкой ее обязанностей перед Аллахом. Ведь отказываясь от намаза, женщина лишает себя не только награды от Всевышнего но и покоя и света в своей душе, мира в семье и возможности воспитывать детей в соответствии с Исламом.

    Как же делать намаз женщине? Для начала нужно выучить количество обязательных намазав и из скольких ракатов они состоят. Кроме того каждый намаз состоит из фард-намаза, сунна-намаза и нафль-намаза. Очень важно выполнение фард-намазов, которые являются обязательными для мусульман: аль-фаджр (утренний) – 2 раката , аз зухр (полуденный)- 4 раката, аль-‘аср (послеобеденный)- 4 раката , аль-магриб (вечерний) – 3 раката и аль-‘иша’ (ночной)- 4 раката + витр-намаз, состоящий из 3-х ракатов. Ракат – порядок слов и действий в намазе. Один ракат состоит из одного руку (поясного поклона) и двух сажда (земных поклонов). Для выполнения этих намазов начинающей женщине необходимо в короткие сроки выучить суры и дуа, которые читаются в намазе и освоить необходимые действия в намазе и порядок их выполнения. То есть как правильно делать гусль и вуду (об этом подробно рассказывается в соответствующих разделах сайта), выучить минимум 3 суры из Корана и суру Фатиха, несколько дуа.

    Что бы научиться делать намаз начинающая женщина может обратиться за помощью к мужу или родственикам, но лучше наглядно увидеть как правильно совершать намаз для женщин. Видео подробно показывает последовательность действий, в каком порядке читать дуа и суры, правильное положение тела во время руку и сажда. С помощью видео можно научится читать намаз женщине. Ведь как написал Аллама Абдуль-Хай аль-Лукнави (да смилуется над ним Аллах): «Многие действия женщины во время намаза отличаются от действий мужчин…» («Ас-Сиая», том 2, стр. 205).

    Намаз для начинающей женщины из 2 ракатов.

    Утренний намаз-фаджр состоит из 2 ракатов. Еще двухракатный намаз используется в дополнительных молитвах. Как правильно делать намаз из двух ракатов женщине? Правила выполнения этого намаза одинаковы для всех мусульман. Единственное, что отличаются лишь положения рук и ног в намазе. Чтобы правильно совершать намаз, женщиненеобходимо знать не только как произносятся на арабском дуа и суры, но и понимать их смысл. Внизу будет приведена схема выполнения намаза с переводом смыслов на русский язык. Желательно выучить чтение сур и дуа с учителем арабского языка или использовать для этого программы. Очень важно – правильное произношение слов. Для того чтобы намаз смогла выполнять начинающая женщина при написании сур и дуа использован русский алфавит, но к сожалению такое написание не передает правильность произношения.

    Фард-намаз из 2-х ракатов:

    1 . Женщина должна находиться в состоянии ритуальной чистоты. Сделать гусль (если необходимо) и вуду.

    2. Убедиться, что все тело прикрыто. Остаются открытыми: лицо, кисти рук и ступни.

    3. Встать, повернувшись лицом с сторону Каабы.

    4. Выразить намерение сердцем о совершении намаза (называется какой намаз будет выполняться и количество ракатов), к примеру: “Намереваюсь ради Аллаха совершить 2 раката фарда сегодняшнего утреннего намаза”.

    5. Далее поднять обе руки, чтобы кончики пальцев находились на уровне плеч, а ладони были обращены в сторону Каабы, и произнести Такбир ифтитах (начальный такбир): اَللهُ أَكْبَرْ “Аллаху Акбар” (Аллах велик!). Положение тела во время Такбира : смотреть нужно на место, которого будет касаться голова при земном поклоне, руки расположить на уровне груди, кончики пальцев – на уровне плеч, то есть как подняли руки после намерения так и держим пока произносим Такбир, ступни ног в это время расположены параллельно друг другу, расстояние между ними должно быть примерно в четыре пальца.

    6. После произнесения Такбира руки нужно сложить на груди, причем кисть правой руки ложиться поверх кисти левой руки. Женщины не обхватывают запястье левой руки как мужчины, а просто кладут руку сверху.

    7. Затем в таком положении, не отводя глаз от места сажда глаз читать дуа «Сана».

    سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ، وَتَبَارَكَ اسْمُكَ، وَتَعَالَى جَدُّكَ، وَلَا إِلَهَ غَيْرُك

    «Субханакя аллахумма ва бихамдикя Ва табаракя-смукя ва та‘аля джаддукя ва ля иляха гайрук». (Аллах! Ты превыше всех недостатков, вся хвала Тебе, бесконечно присутствие Имени Твоего во всем, высоко Величие Твое, и кроме

    Тебя мы никому не поклоняемся). Айша (да будет доволен ею Аллах) передала хадис, где говорится: “Посланник (мир ему и благословение Аллаха) начинал молитву после вступительного такбира этим славословием: “Субханака…”.

    (Тирмизи – Салят 179 (243); Абу Дауд – Салят 122 (776); Ибну Маджа – Икамати-с-Салят 1 (804)).

    أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

    «Ауузу бил-ляяхи мина-шайтаани р-раджим» (Я ищу прибежища у Аллаха от сатаны,побиваемого камнями).

    «Во имя Аллаха, Милостивого Милосердного».

    بِسْمِ اللَّـهِ الرَّ‌حْمَـٰنِ الرَّ‌حِيمِ

    الْحَمْدُ لِلَّـهِ رَ‌بِّ الْعَالَمِينَ

    إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ

    اهْدِنَا الصِّرَ‌اطَ الْمُسْتَقِيمَ

    صِرَ‌اطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ

    غَيْرِ‌ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ

    АльхамдулильЛяхи Рабби-ль-‘алямиин! Ар-Рахмани-р-Рахим! Малики йаувмиддин. Иййака на’буду ва иййака наста’ин. Ихди-на-с-Сырат-аль-мустакыйм. Сырат-аль-лязина ан ‘амта ‘аляйхим. Гайри-ль-магьдуби ‘алейхим ва ляддааа-ллииин».

    (Хвала – Аллаху, Господу миров! Милостивому, Милосердному, Царю в День Суда. Тебе мы поклоняемся и Тебя просим помочь! Веди нас по дороге прямой, По дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, – не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших).

    إِنَّا أَعْطَيْنَاكَ الْكَوْثَرَ‌

    فَصَلِّ لِرَ‌بِّكَ وَانْحَرْ‌

    إِنَّ شَانِئَكَ هُوَ الْأَبْتَرُ‌

    «Инна а’тайна каль-каусар. Фасалли ли Раббика ванхар. Инна шаниака хува-ль-абтар» . (Мы даровали тебе аль-Каусар (бесчисленные блага, в том числе одноименную реку в Раю). Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву. Воистину, твой ненавистник сам окажется безвестным). В намазе для начинающих женщин можно ограничиться только чтением суры Фатиха и сразу переходить к Руку.

    Далее делаем Руку: согнуться в поклоне: при этом спина прямая, параллельная полу, произнося: «Аллаху Акбар» – (Аллах Велик), при этом женщинам не нужно полностью выравнивать спину, достаточно слека наклониться. Кисти рук упираются в колени, но не обхватывают их. И в положении наклона сказать:

    سُبْحَانَ رَبِّيَ الْعَظِيمِ

    «Субхаана Рабияль Азыым» – (Слава Великому Господу моему). Произносить эту фразу нужно нечетное количество раз, начиная с трех. Например 3, 5 или 7 раз.

    10. Выпрямляемся из поклона, одновременно произнося:

    سَمِعَ اللَّهُ لِمَنْ حَمِدَهُ

    (Аллах услышал тех, кто восхваляет его).

    (О наш Господь, Тебе одному вся хвала!)

    11. После того как выпрямились сразу делаем Сажда со словами: «Аллаху акбар». При этом опускаем все по порядку: сначала колени, потом руки за тем прижимаем к полу нос и лоб. При этом голову поставить между руками, пальцы рук прижать друг к другу в направлении Каабы, руки положить на пол вместе с локтями ближе к животу. Всем телом прижаться к бедрам и к полу. Глаза не закрывать. В этом положении произнести:

    سُبْحَانَ رَبِّيَ الْأَعْلَى

    12. Далее подняться в положение сидя со словами «Аллаху акбар». Сесть: колени согнуть, кисти рук положить на них. Находиться в положении сидя, столько времени, чтобы его хватило для произнесения “Субханаллах”. Затем, говоря: “Аллаху акбар” снова опуститься в сажда и произнести: «Субхана Раббияль А’ляа.» 3, 5 или 7 раз, при этом количество раз должно быть одинаковым и в руку и в сажда . Положение тела такое же как и в первом поклоне.

    13. Подняться в положение стоя со словами: «Аллаху акбар». При этом руки складываем на груди. Первый ракат закончен.

    14. Второй ракат: повторить все действия, начиная со чтения суры Фатихи. После нее читать другую суру, к примеру суру «Ихлас »:

    قُلْ هُوَ اللَّـهُ أَحَدٌ

    لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ

    وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ

    “Куль хува ллааху ахад. Аллааху ссамад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якулляху куфуван ахад”. (Он – Аллах – един, Аллах вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!) (сура 112 – «Ихлас).

    В намазе нельзя читать одинаковые суры, исключение сура Фатиха, ее нужно читать в каждом ракате намаза. Далее по схеме до момента второго поклона Сажда. Из него не подниматься, а сесть, женщина должна сесть на левую сторону, направить ноги, сложенные в коленях, назад справа от себя. Садиться надо на пол, а не на ногу. Пальцы рук положить на колени и прижать друг к другу.

    15. В таком положении читаем дуа Ташахуд:

    اَلتَّحِيّاتُ الْمُبارَكاتُ الصَّلَواتُ الطَّيِّباتُ لِلهِ، اَلسَّلامُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللهِ وَبَرَكاتُهُ، اَلسَّلامُ عَلَيْنا وَعَلى عِبادِ اللهِ الصّالِحينَ، أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ الله،ِ اَللّهُمَّ صَلِّ عَلى مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِ مُحَمَّدٍ كَما صَلَّيْتَ عَلى إِبْراهيمَ وَعَلى آلِ إِبْراهيمَ، وَبارِكْ عَلى مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِ مُحَمَّدٍ كَما بارَكْتَ عَلى إِبْراهيمَ وَعَلى آلِ إِبْراهيمَ، فِي الْعالَمينَ، إِنَّكَ حَميدٌ مَجيد

    «Ат-тахияяту Лилляяхи Вас-Салаваату ват-Тайибат Ас-Саляяму алейка Аюхан-набию ва рахмату Ллаахи ва баракяятухъ. Ассаламу Алейна ва ала ибаади Ллаахи-ссалихин Ашхаду Алляя иляха иляЛлаху Ва ашхаду Анна Мухаммадан Абдуху ва Расуулюх» (Приветствия,молитвы и все благие дела принадлежат только Всевышнему Аллаху. Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословение Мир нам, а так же всем праведным слугам Аллаха свидетельствую, что нет бога,заслуживающего поклонения, кроме Аллаха. И свидетельствую, что Мухаммад раб Его и Посланник). При чтении “ля илляха” поднять указательный палец правой руки, и опустить его на “илля ллаху”.

    «Аллаахумма салли ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад, Кяма салляйтэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим, Ва баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин

    ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад, Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима

    ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘аалямиин,иннэкя хамиидун маджиид».

    (О Аллах! Благослови Мухаммада и род его, как Ты благословил Ибрахима и род его.

    И ниспошли благословение Мухаммаду и роду его, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму и роду его во всех мирах. Поистине, Ты – Восхваляемый, Прославляемый).

    اللَّهُمَّ إِنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي ظُلْمًا كَثِيرًا، وَلاَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلَّا أَنْتَ، فَاغْفِرْ لِي مَغْفِرَةً مِنْ عِنْدِكَ، وَارْحَمْنِي، إِنَّكَ أَنْتَ الغَفُورُ الرَّحِيمُ

    «Аллахумма инни золямту нафси зульман касира уа ля ягфируз зунууба илля Ант. Фагфирли магфиратам мин ‘индик уархамни иннака Анталь Гафуурур Рахиим.»

    («О Аллах, поистине я был с собой чрезвычайно несправедлив, и только Ты прощаешь грехи. Так прости меня со Своей стороны и помилуй меня! Поистине, Ты - Наипрощающий, Наимилостивейший).

    18. После этого произнести Приветствие – повернуть голову сначала направо, взгляд направить на плечо, одновременно произнося:

    السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ وَ رَحْمَةُ اللهِ

    “Ассаляяму ’aлейкум ва раhмату-ллаах” (мир вам и благословение Аллаха), затем поворот головы налево, взгляд на плечо: “Ассаляяму ’aлейкум ва рахмату-Ллаах” (мир вам и благословение Аллаха). Намаз в 2 раката закончен.

    19. По желанию – в конце читать три раза «Астагфируллах», далее прочитать «Аятуль-курси» (255 аят суры « Бакара »), затем тасбих: 33 раза – سُبْحَانَ اللهِ Субханаллах , 33 раза – اَلْحَمْدُ لِلهِ Альхамдулиллях и 34 раза – اَللَّهُ اَكْبَرُ Аллаху Акбар . Затем читать:

    لاَ اِلَهَ اِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ.لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ

    «Ля иляха иллялах уахдаху ля шарикалях, ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хуа аля кулли шайин кадир» .

    Потом читаются дуа, которые читал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) или любые дуа, непротиворечащие Шариату, для этого нужно соединять раскрытые ладони вместе и держать их напротив лица в наклонном положении.

    Сунна и нафль намазы из 2-х ракатов.

    Перед фард ракатами утреннего намаза; после фард ракатов Зухр намаза идут 2 раката сунна и 2 раката нафль намазы; в Магрибе после фарда по 2 раката сунна и нафль, в Эша намазе после фарда и перед Витр намазом читаются 2 раката сунна и 2 раката нафль. Эти намазы ничем не отличаются от фард намаза состоящего из 2-х ракатов. Единственное отличие это намерение, перед выполняемым намазом читается намерение для конкретного намаза. Если это сунна намаз, то намерение надо делать на совершение сунна намаза.

    Как правильно читать женщине намазы из 3-х ракатов

    Фард-намаз из трех ракатов.

    Фард-намаз, состоящий из 3-х ракатов есть только в намазе Магриб. Как правильно читать намаз из 3-х ракатов женщине?

    Первые 2 раката читаются так же как и в намазе из 2-х ракатов: сура Фатиха, короткая сура, руку, сажда, вторая сажда, опять сура Фатиха, еще одна сура, руку, сажда, вторая сажда, но после второй сажды сесть и читать только дуа Ташахуд, после нее встать на третий ракат.

    В третьем ракате читать только суру Фатиха (вторую суру не читать) и после нее сразу делать руку, сажда и вторую сажда. После второй сажда сесть для чтения дуа. Читать Ташахуд, Салават и«Аллахумма инни золямту. » . После этого произносится Приветствие, как в намазе из 2- ракатов. Намаз закончен.

    Намаз Витр.

    Намаз Витр состоит из трех ракатов, но при его совершении нужно использовать определенные правила чтения, которые применяются только в этом намазе.

    Встать повернувшись лицом к Каабе, выразить намерение, произнести Такбир «Аллаху Акбар!», дуа «Сана» и встать на первый ракат.

    «Къуль а”узуу би-рабби ль-фалакъ. Минн шарри маа халакъ. Ва минн шарри ‘гаасикъын изаа вакъаб. Ва мин шарри нафазаати фии ль-“укъад. Ва минн шарри хаасидин изаа хасад.»

    (Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета от зла того, что Он сотворил, от зла мрака, когда он наступает, от зла колдуний, поплевывающих на узлы, от зла завистника, когда он завидует). (ВАЖНО : читать в каждом ракате разные суры, допускается чтение одной и той же в начале обучения намазу)

    اَللَّهُمَّ اِنَّا نَسْتَعِينُكَ وَ نَسْتَغْفِرُكَ وَ نَسْتَهْدِيكَ وَ نُؤْمِنُ بِكَ وَ

    نَتُوبُ اِلَيْكَ وَ نَتَوَكَّلُ عَلَيْكَ وَ نُثْنِى عَلَيْكَ الْخَيْرَ كُلَّهُ نَشْكُرُكَ

    وَ لآ نَكْفُرُكَ وَ نَخْلَعُ وَ نَتْرُكُ مَنْ يَفْجُرُكَ

    اَللَّهُمَّ اِيَّاكَ نَعْبُدُ وَ لَكَ نُصَلِّى وَ نَسْجُدُ وَ اِلَيْكَ نَسْعَى وَ نَحْفِدُ

    نَرْجُوا رَحْمَتَكَ وَ نَخْشَى عَذَابَكَ اِنَّ عَذَابَكَ بِالْكُفَّارِ مُلْحِقٌ

    “Аллахумма инна настаинука ва настагьфирука ва настахдика ва ну’мину бика ва натубу иляйка ва нетаваккулю алейке ва нусни алейку-ль-хайра куллеху нешкурука ва ляа накфурука ва нахляу ва нетруку мей йафджурук. Аллахумма иййака на’буду ва лака нусалли ва насджуду ва иляйка нес’а ва нахфиду нарджу рахматика ва нахша азабака инна азабака би-ль-кюффари мульхик”

    О Аллах! Мы просим вести нас по истинному пути, просим у Тебя прощения и каемся. Веруем в Тебя и полагаемся на Тебя. Мы славим Тебя наилучшим образом. Благодарим Тебя и не являемся неверными. Отвергаем и отрекаемся от того, кто не подчиняется Тебе. О Аллах! Тебе одному поклоняемся, молимся и совершаем земные поклоны. К Тебе стремимся и направляемся. Надеемся на Твою Милость и страшимся наказания Твоего. Поистине, кара Твоя постигает неверующих!»)

    Если мусульманка еще не выучила пока дуа «кунут», то до тех пор пока она не научится читать его, разрешается читать другое:

    رَبَّنَا اَتِنَا فِى الدُّنْيَا حَسَنَةً وَ فِى اْلآخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِنَا عَذَابَ النَّارِ

    «Раббана атина фи-д-Дунья хасанатан ва фи-ль-Ахирати хасанатан ва кына азабан-Нар».

    (Господь наш! Дай нам в этой и в будущей жизни хорошее, защити нас от огня Ада).

    А если не выучила еще и это дуа, то нужно сказать 3 раза: «Аллахумма-гфирли» (О Аллах! Прости меня!) или 3 раза :«Йа, Рабби!» (О мой Создатель!).

    После этого со словами «Аллаху Акбар!» сделать руку, далее сажда, вторую сажда и сесть для чтения Ташахуда, Салавата , , сделать приветствие. Намаз Витр окончен.

    Чтение намазов, состоящих из 4-х ракатов.

    Фард-намаз из 4-х ракатов.

    Зухр, Аср и Эша фард-намазы состоят из 4-х ракатов.

    Встать лицом к Каабе, выразить намерение, сказать Такбир «Аллаху Акбар!», дуа «Сана» и встать на первый ракат. Первый и второй ракаты читать как 2-х ракатный фард намаз. Но во втором ракате в сидении читать только Ташахуд, далее встать и выполнять 2 раката, где после суры Фатиха другую суру не читать. Прочитав эти 2 раката сесть и читать дуа Ташахуд, Салават и «Аллахумма инни золямту нафси» . Далее совершить Приветствие.

    Сунна намаз из 4-х ракатов

    Перед фардом в Зухр намазе читаются 4 раката сунны намаза.

    Важно понять как правильно совершать сунна-намаз. Этот намаз читается так же как и фард намаз, только в третьем и четвертом ракатах является обязательным чтение короткой суры после суры Фатиха. То есть в четырех ракатах после суры Фатиха нужно прочитать четыре разные короткие суры. А в намерении обязательно упомянуть, что это сунна намаз.

    Что еще необходимо знать женщине для правильного выполнения намаза .

    Следить чтобы во время намаза все части тела были прикрыты.

    Женщине запрещается совершение молитвы в состоянии Хайд (месячное очищение) и

    Нифас (послеродовое очищение)и восстанавливать пропущенные намазы не требуется.

    А так же правила для выполнения намаза в состоянии истихара.

    Как совершать намаз девушке? Так же как и женщине или девочке. Здесь нет возрастных различий.

    Чем отличается намаз для женщин от намаза для мужчин :

    Женщинам предпочтительнее выполнять намаз дома. Если выполняется намаз с мужским джаматом, то женщина должна стоять строго сзади мужчин. Не в одном с ними ряду, это считается макрух и намаз не будет считаться совершенным.

    Весь намаз и дуа читаются негромко.

    При чтении дуа, мольбы к Всевышнему Аллаху, женщине нужно соединять раскрытые ладони вместе и держать их напротив лица в наклонном положении, мужчины располагают ладони на уровне груди.

    Утренний намаз предпочтительнее совершать в начале его времени.

    Женщина при совершении Руку не должна сильно нагибаться. А при совершении Сажда онадолжна прижимать живот к бедрам, а руки к бокам. Имам Абу Давуд передал хадис: «Язид ибн Аби Хабиб заявляет, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) как-то прошёл мимо двух женщин, которые делали намаз. Он сказал им: “Когда вы делаете земной поклон, следите за тем, чтобы части вашего тела соприкасались с землёй, потому что женщина не похожа на мужчин в этом”» (Марасил Абу Давуд, стр. 118).

  • Состоит из 2-х рака"атов сунны и 2-х рака"атов фарза. Сначала совершается 2 рака"ата сунны, затем 2 рака"ата фарза.

    2 рака"ата сунны фаджра

    1-й рака"ат:

    1. Встать в направлении к Кыбле так, чтобы расстояние между стопами было шириной в 4 пальца.
    2. Намерение: «Намерился выполнить 2 рака"ата сунны сегодняшего фаджр намаза ради Аллаха».
    3. Со словами «Аллаху Акбар», совершить вступительный такбир. Мужчины поднимают руки, направив их ладонями в сторону Кыблы – так, чтобы подушечками больших пальцев коснуться мочек ушей. Женщины поднимают руки, направив их ладонями к Кыбле с сомкнутыми пальцами так, чтобы кончики пальцев были на уровне плеч.
    4. Кыям – стояние после такбира. Руки сомкнуты, смотреть желательно на место суджуда. Мужчинам следует положить правую руку поверх левой, при этом мизинцем и большим пальцем правой руки обхватить кисть левой. В таком положении руки следует держать на животе чуть ниже пупка. Женщины кладут правую руку на левую и держат их на уровне груди.
    5. В положении кыям (стоя), последовательно читается: дуа «Субханака», «А"узу-Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и суру из Корана.
    6. Руку"у – поясной поклон. Со словами «Аллаху Акбар» совершить поясной поклон и в этом положении читать:

    Субхана рабби аль "Азым - 3 раза

    Смысл: «Хвала моему Великому Господу».

    Мужчины во время руку"у руки, с разведенными пальцами, кладут на колени и держат прямыми ноги и спину; у женщин колени и спина согнуты не полностью, а пальцы собраны вместе.

    1. Выпрямление с руку"а со словами:

    Сами"Аллаху лиман хамидах

    Смысл: «Слышит Всевышний тех, кто восхваляет Его».

    Полностью выпрямившись, произносится:

    Раббана лякяль хамд

    Смысл: «Господь наш, лишь Тебе хвала».

    1. Суджуд – земной поклон. Сказав «Аллаху Акбар», коснуться пола сначала коленями, потом руками, потом лбом и носом; при этом голова находится между кистями рук, ноги не отрываются от земли, глаза смотрят на кончик носа. В этом положении повторить 3 раза:

    Субхана Рабби альА"ля

    Во время суджуда у мужчин локти не касаются земли и разведены от боков. Стопы ног параллельны друг другу, пальцы направлены в сторону Кыблы. У женщин локти прижаты к бокам, ноги в том же положении, что и у мужчин.

    1. Ку"уд - сидение между двумя суджудами: со словами «Аллаху Акбар» оторвать лоб от земли и сесть на колени. Руки положить на колени, взгляд направлен на бедра.

    Мужчины садятся на левую ногу, при этом пальцы правой ноги, прогнувшись, направлены в сторону Кыблы; женщины садятся на левое бедро, подобрав под себя обе ноги и направив стопы в правую сторону, пальцами к Кыбле.

    1. Со словами «Аллаху Акбар» совершается второй суджуд и в этом положении читается:

    Субхана Рабби аль А"ля - 3 раза

    Смысл: «Хвала моему Господу, который превыше всего».

    1. Выход из суджуда. Сначала следует поднять голову, затем оторвав от земли руки, положить их на бедра и подняться с колен. Встать со словами «Аллаху Акбар» (для чтения второго рака"ата) и в положении кыяма (стоя) сомкнуть руки на животе (мужчины) или на груди (женщины).

    Вышеперечисленные пункты (с 1-го по 11-й) составляют 1-й рака"ат.

    2-й рака"ат:

    1. Стоя, последовательно читать «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и суру из Корана.
    2. Так же, как и в первом рака"ате, со словами «Аллаху Акбар» совершить поясной поклон и произнести:

    «Субхана рабби аль "Азым» - 3 раза

    1. Выпрямляясь со словами «Сами"Аллаху лиман хамидах», полностью выпрямиться и произнести:

    «Раббана лякяль хамд».

    1. Со словами «Аллаху Акбар», совершить саджда. В этом положении читается «Субхана Рабби аль А"ля» 3 раза.
    2. Со словами «Аллаху Акбар», сесть между суджудами.
    3. Со словами «Аллаху Акбар», совершить второй суджуд и произнести «Субхана Рабби аль А"ля» 3 раза.
    4. Последнее сидение. Произнося «Аллаху Акбар», подняться из положения саджда и сесть на колени. Кисти рук находятся на коленях, глаза смотрят на бедра. Мужчины садятся на левую ногу, при этом пальцы правой ноги, прогнувшись, направлены в сторону Кыблы. Женщины садятся на левое бедро, подобрав под себя обе ноги и направив стопы в правую сторону, пальцами к Кыбле.
    5. Сидя, последовательно читать «Ташаххуд», «Салават», ду"а «Раббана».
    6. Салям - Сначала повернуть голову направо (при этом смотреть на плечо) и произнести:

    «Ассаляму алейкум ва рахматуЛлаах».

    Смысл: «Мир вам и милость Аллаха».

    1. Так же, повернув голову налево, произносится:

    «Ассаляму алейкум ва рахматуЛлаах» .

    1. Подняв руки до уровня плеч, ладонями к верху прочитать ду"а после саляма:

    «Аллахумма антассаляму ва минкассаляму табаракта йа заль джаляяли валь икрам».

    После этого протираем ладонями лицо.

    Два рака"ата сунны фаджр намаза завершены.

    Илдус хазрат Файзов, специально для сайт

    Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

    Время утреннего намаза начинается от момента появления рассвета и длится до начала восхода солнца. Утренний намаз состоит из четырёх ракаатов, два из которых - сунна и два - фард. Сначала исполняется 2 ракаата сунна, потом 2 ракаата - фард.

    Сунна утреннего намаза

    Первый ракаат

    "Намереваюсь ради Аллаха совершить 2 ракаата сунны утреннего (Фаджр или Субх) намаза" . (рис. 1)

    "Аллаху акбар"

    Затем и (рис. 3)

    Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-"азыйм" "Самигаллаху-лимян-хамидах" после говорите "Раббана уа лякаль хамд" (рис. 4)

    После говорите "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-Агъля" "Аллаху акбар"

    И снова словами "Аллаху акбар" снова опуститесь в сажда и снова произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда на второй ракаат. (рис. 6)

    Второй ракаат

    Говорите "Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим" (рис. 3)

    Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" и совершите руку" (поясной поклон). В поклоне говорите: "Субхана-Раббияль-"азыйм" - 3 раза. После руку" выпрямите тело до вертикального положения, произнося: "Самигаллаху-лимян-хамидах" после говорите "Раббана уа лякаль хамд" (рис. 4)

    После говорите "Аллаху акбар" , исполните сажда (земной поклон). При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и только после этого, лбом и носом коснуться места сажда. В поклоне произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение выдержав в этом положении паузу 2-3 секунды (рис. 5)

    И снова словами "Аллаху акбар" снова опуститесь в сажда и снова произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После произносите "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение и читаете дуга Аттахият "Аттахиятy лилляхи вассалаватy ватайибяту. Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа баракатyх. Ассалямy алейна ва галя гыйбадилляхи с-салихийн. Ашхадy алля илляха илляллах. Ва ашхадy анна Мухаммадан. Габдyху уа расyлюх" . Затем читаете Салават "Аллахума салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад,кяма салляйта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима, иннакя Хамидум-Маджид. Аллахума, барик аля Мухаммядин ва аля али Мухаммяд, кяма баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима, иннакя Хамидум-Маджид" Затем читаете ду"а Раббана. (рис. 5)

    Произнесите приветствие: с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем - в сторону левого. (рис. 7)

    На этом намаз завершен.

    Затем читаем два рака‘ата фарда. Фард утреннего намаза. В принципе фард и сунна намаз друг от друга ни чем не отличается, меняется только намерение что совершаете фард намаз и для мужчин а так же тем кто стал имамов в намазе нужно читать в слух суры и такбиры "Аллаху акбар" .

    Фард утреннего намаза

    Фард утреннего намаза в принципе ни чем не отличается от сунны намаза, меняется только намерение, что совершаете фард намаз и для мужчин а так же тех кто стал имамом в намазе нужно читать суру аль-Фатиха и короткую суру, такбиры "Аллаху акбар" , некоторые зикры вслух.

    Первый ракаат

    Стоя, делаете намерение (ният) совершить намаз:"Намереваюсь ради Аллаха совершить 2 ракаата утреннего (Фаджр или Субх) фард намаз" . (рис. 1)

    Поднимите обе руки, раздвинув пальцы, ладонями в сторону Киблы, до уровня ушей, касаясь большими пальцами мочек ушей (женщины поднимают руки на уровне груди) и произнесите "Аллаху акбар" , затем положите правую руку ладонью на левую руку, обхватив мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой руки, и опустите сложенные таким образом руки чуть ниже пупка (женщины ставят руки на уровне груди). (рис. 2)

    Стоя в таком положении читайте ду`а Сана "Субхаанакя аллаахумма ва бихамдика, ва табааракясмука, ва та‘аляя джаддука, ва ляя иляяхэ гайрукь" , затем "Аузу билляхи минашшайтаанир-раджим" и "Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим" после читаете суру аль-Фатиха "Альхамдy лилляхи раббиль "алямин. Аррахмаанир-рахим. Маалики яумиддин. Иййякя на"бyдy ва ийякя наста"ыйн. Ихдина с-сырааталь мyстэкыйм. Сырааталлязина ан"амта "алейхим гайриль магдуби "алейхим валяд-дааааллиин. Аамин!" после суры аль-Фатиха читаем еще одну короткую суру или один длинный аят например сура аль-Кяусар "Инна а"тайнакя ль Кяусар. фасалли ли Раббика уанхар. инна шани акя hува ль-абтар" "Амин" произносится про себя)(рис. 3)

    Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-"азыйм" - 3 раза. После руку" выпрямите тело до вертикального положения, произнося: "Самигаллаху-лимян-хамидах" "Раббана уа лякаль хамд" (рис. 4)

    После говорите "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар"

    И снова словами "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух) поднимитесь с сажда на второй ракаат. (рис. 6)

    Второй ракаат

    Говорите "Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим" затем читаете суру аль-Фатиха "Альхамдy лилляхи раббиль "алямин. Аррахмаанир-рахим. Маалики яумиддин. Иййякя на"бyдy ва ийякя наста"ыйн. Ихдина с-сырааталь мyстэкыйм. Сырааталлязина ан"амта "алейхим гайриль магдуби "алейхим валяд-дааааллиин. Аамин!" после суры аль-Фатиха читаем еще одну короткую суру или один длинный аят например сура аль-Ихлас "Къуль хува Аллааху Ахад. Аллааху с-съамад. Лям йалид ва лям йууляд. Ва лям йакулляхуу куфуван ахад" (Суру аль-Фатиха и короткую суру имам, а так же мужчины читают вслух, "Амин" произносится про себя) (рис. 3)

    Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух) и совершите руку" (поясной поклон). В поклоне говорите: "Субхана-Раббияль-"азыйм" - 3 раза. После руку" выпрямите тело до вертикального положения, произнося: "Самигаллаху-лимян-хамидах" (имам, а так же мужчины читают вслух) после говорите "Раббана уа лякаль хамд" (рис. 4)

    После говорите "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух), исполните сажда (земной поклон). При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и только после этого, лбом и носом коснуться места сажда. В поклоне произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух) поднимитесь с сажда в сидячее положение выдержав в этом положении паузу 2-3 секунды (рис. 5)

    И снова словами "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух) снова опуститесь в сажда и снова произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После произносите "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух) поднимитесь с сажда в сидячее положение и читаете дуга Аттахият "Аттахиятy лилляхи вассалаватy ватайибяту. Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа баракатyх. Ассалямy алейна ва галя гыйбадилляхи с-салихийн. Ашхадy алля илляха илляллах. Ва ашхадy анна Мухаммадан. Габдyху уа расyлюх" . Затем читаете Салават "Аллахума салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад,кяма салляйта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима, иннакя Хамидум-Маджид. Аллахума, барик аля Мухаммядин ва аля али Мухаммяд, кяма баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима, иннакя Хамидум-Маджид" Затем читаете ду"а Раббана "Раббана атина фид-дунья хасанатан ва филь-ахырати хасанат ва кына ‘азабан-нар" . (рис. 5)

    Произнесите приветствие: "Ассаляму галейкум уа рахматуллах" (имам, а так же мужчины читают вслух) с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем - в сторону левого. (рис. 7)

    Поднимаете руку для совершения ду"а "Аллахумма анта-с-саляму ва минка-с-салям! Табаракта йа за-ль-джаляли ва-ль-икрам" На этом намаз завершен.

    Правильное выполнение ежедневной пятикратной молитвы является условием принятия поклонения верующего и получения награды от Всевышнего. При этом в исламе для женщин в намазе предусмотрены некоторые послабления.

    В интернете можно встретить множество сайтов и личных страниц мусульман, обучающих намазу. Некоторые из них ошибочно утверждают, что для мужчин и женщин в нём нет различий, кроме как в нюансах прикрывания аурата. Данное утверждение верно лишь отчасти, потому что в целом все совершают один и тот же обряд поклонения (детально он описан ), читают суры из Корана, одинаковые молитвы внутри намаза и по его завершению, совпадают порядок действий в таких элементах, как кыям (стояние), рукугъ (поясной поклон) и суджуд (саджда, земной поклон). Тем не менее, особенности у различных полов всё же существуют. Это объясняется мудростью нашего Творца, который учёл мужскую и женскую сущность.

    Основные различия

    Как известно, всем женщинам в исламе в первую очередь предписана скромность. И это особо заметно в намазе.

    Пророк Мухаммад (с.г.в.) уделял внимание отличиям поз братьев и сестёр по вере во время совершения молитвы-салят, обосновывая это тем, что женщина должна выполнять элементы поклонения более сдержанно, как говорится об этом у имама Байхаки в труде «Сунан аль-Кубра»: «Все правила намаза, в которых женщина отличается от мужчины, основаны на принципе сатр (сокрытие). Это значит, что женщине надлежит выполнять движения намаза так, чтобы максимально скрыть себя».

    Исходя из этого, женщинам воспрещается читать вслух аяты из Корана, дуа, азкары и всё, что читается в голос во время определённых намазов. Они не совершают призыв на молитву (азан), не говорят камат (икамат).

    В такбире женщина приподнимает руки только до уровня плеч и кладёт на грудь. Тем самым она закрывает эту часть тела. По мнению имама Ахмада ибн Ханбаля, мусульманка должна поднимать руки лишь немного. Есть также мнение, что ей не следует поднимать их вовсе.

    Во время стояния в кыяме она не должна раздвигать локти - полагается максимально прижать их к телу, а также не следует широко расставлять ноги. По ханафитскому мазхабу расстояние между ступнями примерно равняется ширине четырёх пальцев.

    В поясном поклоне (руку’) женщина не должна прогибать спину и выпрямлять её, наклоняясь так же низко, как мужчины. Прекрасному полу предписано лишь немного наклониться вперёд, при этом чуть сгибая колени. Это делается с той же целью соблюдения скромности.

    Земной поклон, как и стояние, предполагает максимальную компактность. Женщина прижимает локти к телу и к полу, а живот - к бёдрам. Такая поза позволяет не выставлять свои части тела во время молитвы. Мужчинам же желательно слегка расставить руки и оставить такое расстояние между бедром и туловищем, чтобы мог пролезть ягнёнок:

    «Когда вы отправляетесь в саджда, то прижимайте часть плоти (тела, туловища, например, локти) к земле, потому как женщина в этом (т.е. земном поклоне) не подобна мужчине» (хадис передал аль-Байхаки).

    Необходимо заострить внимание и на сидении между ракаатами - ташаххуде, когда читается молитва «ат-тахият» и при завершении намаза. Если мужчины садятся на левую ногу, а ступнёй правой опираются на носок, то женскому полу предписано сесть на левую ягодицу и обе ноги расположить справа без выгибания ступней (подробнее - в видео) . Сидение в намазе в такой позиции позволяет женщине в наибольшей степени скрывать своё тело. Все основоположники суннитских мазхабов подтверждают эту разницу. В частности, имам Ахмад ибн Ханбаль высказывался: «По моему мнению, для наших сестёр “садль” (класть обе ноги в правую сторону) намного лучше».

    С целью уберечь женщину ей рекомендуется молиться дома , а не в мечети. Ведь даже посещение коллективных праздничных намазов и пятничной проповеди вменено в обязанность только мужчинам. В исламском вероучении мужчина удостаивается большей награды при совершении намаза с джамаатом, особенно в мечети. Для женщин же награда увеличивается, когда она читает молитву у себя дома, поскольку основное предназначение женщины - сохранение семейного очага.

    Также следует учитывать, что в отличие от мужчин, для мусульманок делаются послабления в периоды хайда () и нифаса (послеродовые кровотечения). В эти дни не разрешается совершать молитву, соблюдать пост и читать Коран. Однако, если пропуск дней уразы в Рамазан следует восполнять в течение года до наступления следующего месяца поста, то намазы уже не перечитываются, и греха за это не будет. В этом ещё одна Милость Всевышнего, который позволяет женщинам оставить молитву из-за физиологических причин, ведь в этот период организм ослабевает, а кто-то болезненно переносит весь период.

    Чтение коллективного намаза женщинами

    Отношение в исламе к женщине, которая становится имамом в намазе, - не порицательное, и в то же время оно не является одобряемым. Ей запрещено возглавлять джамаат мужчин. Есть ещё некоторые особенности, отличающиеся от мужского коллективного намаза:

    1) Женщина-имам не выдвигается вперёд из ряда остальных мусульманок (у мужчин имам встаёт впереди и первый ряд молящихся встаёт за его спиной).

    2) Если женщина, взявшая на себя роль имама, допустила ошибку в намазе, ей сигнализируют об этом похлопыванием правой рукой по тыльной стороне левой ладони. У мужчин в аналогичных случаях говорят: «СубханАллах».

    3) Женскому полу советуется ограничиться лишь произнесением про себя «икамата». Читать азан вслух запрещено, даже если призыв к молитве осуществляется в присутствии только женщин и даже если это делается шёпотом либо очень тихо. Подобное в исламе для женщин порицается, в отличие от мужчин, которым надлежит призывать к намазу громко и красивым голосом.

    4) Чтение праздничного коллективного намаза женщинам не запрещено, однако, по мнению факихов, наилучшим является, если она не пойдёт в мечеть, а совершит гает-намаз (ид-намаз) в стенах дома. В хадисе передаётся:

    «Ещё не вышедшие замуж молодые девушки, женщины, которые за занавесом живут в своих домах, и женщины, у которых месячные, пусть выйдут из своих домов, пусть они будут свидетелями блага и молитв верующих. Но пусть женщины, у которых месячные, стоят отдельно от людей, читающих намаз» (хадис передал имам Бухари).

    5) Разрешено чтение коллективного пятничного намаза представительницам женского пола, однако это также не является обязательным. Мусульманка может совершать обычный полуденный намаз дома, в отличие от мужчин, которым предписано посещение мечети по пятницам на зухр намаз.

    По этой Вы можете посмотреть и скачать, а также распечатать расписание намазов в городах России.

    хадис по данной теме

    «Ангел Джабраил (Гавриил) пришел [однажды] к Пророку и воскликнул: «Встань же и соверши молитву!» Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: «Встань и соверши молитву!» Посланник Всевышнего совершил очередную молитву, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джабраил (Гавриил) явился вечером, повторив свой призыв к молитве. Пророк совершил молитву сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: «Встань и соверши молитву!» Пророк совершил ее, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Божий пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк помолился с появлением рассвета.

    На следующий день в полуденное время ангел опять пришел, и Пророк помолился, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и пророк Мухаммад помолился, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночную молитву. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка совершить утреннюю молитву.

    После чего ангел Джабраил (Гавриил) произнес: «Между этими двумя (временными границами) – время [совершения обязательных молитв]» .

    Во всех этих молитвах-намазах имамом для пророка Мухаммада был ангел Джабраил (Гавриил), приходивший для того, чтобы научить Пророка молитвам. Первая полуденная молитва и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных молитв .

    В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари .

    Временные границы молитв

    Мнение мусульманских ученых едино в том, что основное предпочтение во времени совершения пяти обязательных молитв отдано началу временного промежутка каждой из них . Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Наилучшим из дел является выполнение молитвы (намаза) в начале времени ее» . Однако важно знать, что молитва считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка .

    1. Утренняя молитва (Фаджр) – от момента появления рассвета до начала восхода солнца.

    Наступление времени молитвы. При определении начала времени утренней молитвы очень важно принять во внимание ценное назидание, содержащееся в пророческом Предании: «Следует различать две разновидности рассвета: рассвет истинный, запрещающий принятие пищи [во время поста] и разрешающий совершение молитвы [с которым наступает время утренней молитвы]; и рассвет ложный, во время которого разрешен прием пищи [в дни поста] и запрещена утренняя молитва [ибо время молитвы еще не настало]», – говорил пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) .

    В этих словах Пророка речь идет о природных явлениях, связанных с таинством смены дня и ночи – «истинном» и «ложном» рассветах. «Ложный» рассвет, появляющийся в виде вертикальной полосы света, устремленной вверх по небу, но за которым вновь следует мрак, наступает незадолго до настоящего рассвета, когда утреннее зарево равномерно расстилается по горизонту. Правильное определение времени рассвета чрезвычайно важно для соблюдения установленных шариатом поста, утренней и ночной молитв.

    Окончание времени молитвы наступает с началом восхода солнца. В достоверном хадисе сказано: «Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце» . С восходом солнца время именно своевременного (ада’) выполнения утренней молитвы завершается, и если она не была совершена в данном промежутке, тогда она становится уже долговой (када’, каза-намазэ). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто успеет совершить один ракяат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее» .

    Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракяат со всеми его составляющими , включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Из контекста хадисов следует – в этом случае намаз засчитывается как выполненный вовремя. Такого мнения придерживаются все мусульманские ученые, так как текст хадиса ясен и достоверен .

    В своей книге «Гыйбадате исламия», написанной в начале прошлого века, известный татарский ученый и богослов Ахмадхади Максуди (1868–1941), касаясь данного вопроса, пишет, что «утренняя молитва нарушается, если во время ее совершения начнет восходить солнце» . Данные слова необходимо понимать в контексте вышеприведенного хадиса и его богословского толкования: восход солнца во время утренней молитвы нарушает ее только в том случае, если молящийся не успел завершить (или начать совершать) ее первый ракяат.

    В заключение заметим, что такой подробный анализ данного вопроса вовсе не свидетельствует о дозволенности оставлять молитву на столь позднее время.

    Предпочтения . Крайне нежелательно оставлять утреннюю молитву на конец временного промежутка, совершая непосредственно перед восходом солнца.

    2. Полуденная молитва (Зухр) – с момента, когда солнце минует зенит, и до того, как тень предмета станет длиннее его самого .

    Наступление времени молитвы . Как только солнце минует зенит, точку самого высокого для данной местности своего расположения на небе.

    Окончание времени молитвы наступает, как только тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчёт.

    Предпочтения . От начала ее временного промежутка и до того, «пока не наступит время послеполуденной» .

    3. Послеполуденная молитва (‘Аср) – начинается с момента, когда тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчёт. Заканчивается время данной молитвы с закатом солнца .

    Наступление времени молитвы. С завершением временного промежутка полуденной (Зухр) наступает время послеполуденной молитвы (‘Аср).

    Окончание времени молитвы наступает с заходом солнца. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто успеет совершить один ракяат послеполуденной молитвы до начала захода солнца, тот настиг послеполуденную молитву» .

    Предпочтения. Желательно совершить ее до того, как солнце «начнет желтеть» и терять свою яркость .

    Оставлять данную молитву напоследок, когда солнце близится к горизонту и уже краснеет, крайне нежелательно. Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) о послеполуденной молитве, оставленной на самый конец ее времени, сказал: «Это – молитва лицемера [в тех случаях, когда нет весомых причин для столь значительной задержки] . Он сидит и ждет, пока солнце опустится меж рогами Сатаны. После чего он встает и начинает ускоренно совершать четыре ракяата, не упоминая Господа, кроме как незначительно» .

    4. Вечерняя молитва (Магриб) – начинается сразу после захода солнца и заканчивается с исчезновением вечерней зари.

    Наступление времени молитвы. Сразу после захода солнца, когда диск солнца полностью уйдет за горизонт.

    Окончание времени молитвы наступает «с исчезновением вечерней зари» .

    Предпочтения . Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий. Поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения. Хадис, повествующий подробно о приходе ангела Джабраила (Гавриила) на протяжении двух дней, дает возможность ясно понять, что предпочтение в данной молитве отдано самому началу ее временного промежутка .

    Пророк Мухаммад говорил: «Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд» .

    5. Ночная молитва (‘Иша’). Время ее совершения приходится на период после исчезновения вечерней зари (по окончании времени вечерней молитвы) и до начала рассвета (до начала утренней молитвы).

    Наступление времени молитвы – с исчезновением вечернего зарева.

    Окончание времени молитвы – с появлением признаков утреннего рассвета.

    Предпочтения . Желательно совершить данную молитву «до истечения первой половины ночи» , в первую треть или половину ночи .

    В одном из хадисов упоминается: «Совершайте ее (молитву ‘Иша’) в промежутке между исчезновением зарева и истечением трети ночи». Было несколько случаев, когда пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершал пятую молитву со значительной задержкой.

    Некоторые хадисы, указывающие на желательность этого:

    – «пророк [порой] оставлял пятую молитву на более позднее время» ;

    – «пятую молитву совершали во временном промежутке между исчезновением зари и истечением трети ночи» ;

    – «пророк Мухаммад порой совершал пятую молитву в начале ее времени, а иногда – откладывал. Если он видел, что люди уже собрались на молитву, то совершал ее сразу. Когда же люди задерживались, он откладывал ее на более позднее время» .

    Имам ан-Навави говорил: «Все упоминания об откладывании пятой молитвы подразумевают только первую треть или половину ночи. Никто из ученых не указывал на желательность оставления пятой обязательной молитвы на более позднее время, чем половина ночи» .

    Некоторые ученые высказывали мнение о желательности (мустахаб) совершения пятой молитвы немного позднее начала ее времени . Если вы спросите: «А что лучше: совершить ее сразу по наступлении времени или позднее?», то по этому поводу имеется два основных мнения:

    1. Лучше совершать немного позднее. Утверждавшие это аргументировали свое мнение несколькими хадисами, где упоминается о том, что Пророк несколько раз совершал пятую молитву значительно позднее начала ее времени. Некоторые сподвижники дожидались его и затем совершали молитву вместе с Пророком. В некоторых хадисах подчеркивается желательность этого;

    2. Лучше, если есть такая возможность, совершать молитву в начале ее времени, так как основным правилом, которого придерживался посланник Всевышнего, было совершение обязательных молитв в начале их временных промежутков. Те же случаи, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитвы позднее, были лишь указанием на то, что это возможно .

    В общем-то, хадисы о желательности более позднего совершения пятой молитвы есть, но в них говорится о первой трети ночи и половине ее, то есть беспричинное оставление совершения пятой молитвы на более позднее время становится уже нежелательным (макрух).

    Общий временной промежуток пятой обязательной молитвы начинается с исчезновением вечерней зари и завершается появлением рассвета, то есть началом утренней молитвы Фаджр, о чем упоминается в хадисах . Предпочтительно совершать молитву ‘Иша’ с наступлением ее времени, а также в первую треть ночи или до завершения половины ночи.

    В мечетях имамы должны все делать по расписанию, с некоторым возможным ожиданием опаздывающих. Что же касается частных ситуаций, то верующий поступает в соответствии с обстоятельствами и с учетом приведенных выше хадисов и пояснений.

    Время, запретное для совершения молитвы

    В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) оговаривается несколько временных промежутков, в течение которых совершение молитв запрещено.

    ‘Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв и погребение умерших в следующих случаях:

    – во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется (на высоту одного копья или двух) ;

    – в то время, когда солнце находится в зените;

    Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» .

    Также в Сунне имеются повествования о нежелательности сна, когда время приближается к заходу солнца и во время восхода солнца. Однако это не должно дезориентировать человека в регулировании своих биоритмов с учетом разных факторов жизни. Каноническая нежелательность аннулируется при наличии объективной необходимости, а тем более – вынужденности.

    Трудности с определением времени намаза

    Что касается ритуальной практики в северных широтах, где бывает полярная ночь, то время молитв в такой местности устанавливается по расписанию молитв ближайшего города или области, где есть разделительная черта между днем и ночью, или – по мекканскому расписанию молитв .

    В затруднительных случаях (нет данных о текущем времени; сложные метеоусловия, отсутствие солнца), когда нет возможности точного определения времени молитв, они совершаются примерно, ориентировочно. При этом желательным является совершение с некоторой задержкой полуденной (Зухр) и вечерней (Магриб) молитв, а вслед – безотлагательное совершение послеполуденной (‘Аср) и ночной (‘Иша’) молитв. Тем самым происходит своеобразное сближение-объединение второй с третьей и четвертой с пятой молитвами, что допускается в исключительных ситуациях .

    Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж).

    Хадис от Джабира ибн ‘Абдуллы; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ад-Дара Кутни, аль-Байхакы и др. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 241, хадис № 90, «хасан, сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 68, хадис № 150, «хасан, сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 4. С. 335, хадис № 1472, «хасан, сахих», «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 322, хадис № 418.

    Подробнее см., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 2. С. 239, хадис № 88 (от Ибн ‘Аббаса), «хасан», по мнению некоторых – «сахих»; там же хадис № 89 (от Абу Са‘ида аль-Худри); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 516–521, хадисы № 581–583.

    См., например: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 522, хадис № 584; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 324.

    См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 68; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 2. С. 241; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 337; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 322; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 663.

    См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 673; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя [б. г.]. Т. 1. С. 256.

    Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима вместо «в начале времени ее» сказано «вовремя». См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 338, 339, хадисы № 1474, 1475, оба «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 265, хадис № 158; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 75, раздел «Вера» (китаб аль-иман), хадис № 59.

    Подробнее по теме см., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 38–40; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 247–254; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 69–75, хадисы № 151–173.

    Подробнее см., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 257.

    Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ибн Хузэймы и аль-Хакима, по утверждению которых хадис достоверен, «сахих». См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 263, 264, хадис № 156/19.

    См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 337, хадис № 1473, «сахих».

    Обычно в расписаниях молитв после графы «Фаджр» стоит графа «Шурук», то есть время восхода солнца, чтобы человек знал, когда завершается временной промежуток утренней молитвы (Фаджр).

    Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, хадис № 579; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 350, хадис № 1484, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 51, хадис № 186, «сахих».

    Также см., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 164, 165; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 510, хадис № 8365, «сахих»; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 257.

    Богословы ханафитского и ханбалитского мазхабов считают, что достаточным минимумом в данной ситуации является «такбир» в начале молитвы (такбиратуль-ихрам). Слова «кто совершит один ракяат» они истолковывают в значении «кто начнет совершать один ракяат». См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 674.

    См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, 72; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 517; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 2. С. 62, 63.

    Максуди А. Гыйбадате исламия [Исламская ритуальная практика]. Казань: Татарстан китап нашрияты, 1990. С. 58 (на татар. яз.).

    См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 124, пояснение к хадису № (622) 195.

    Мнение относительно того, что время завершения полуденной молитвы (Зухр) и начала послеполуденной (‘Аср) наступает тогда, когда тень предмета станет в два раза длиннее его самого, является недостаточно верным. Среди богословов-ханафитов об этом высказался лишь Абу Ханифа и только в одном из двух своих суждений по данному вопросу. Согласованное же мнение ученых ханафитского мазхаба (мнение имамов Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани, а также одно из мнений Абу Ханифы) полностью совпадает с мнением ученых остальных мазхабов, согласно которому время полуденной молитвы завершается, а послеполуденной начинается тогда, когда тень предмета станет длиннее его самого. См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 38, 39; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 41; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 5. С. 42; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 32, 33.

    См., хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.

    Время молитвы (‘Аср) можно вычислить и математическим способом, разделив временной промежуток между началом полуденной молитвы и заходом солнца на семь частей. Четыре первые из них будут временем полуденной (Зухр), а три последние – временем послеполуденной (‘Аср) молитв. Данная форма расчета приблизительна.

    Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, хадис № 579.

    Там же. С. 121, 122, хадис № (621) 192 и пояснение к нему.

    См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 124; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 1. С. 329.

    Хадис от Анаса; св. х. Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 123, хадис № (622) 195; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 1. С. 329, хадис № 426.

    См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.

    Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 667, 668.

    Хадис от Айюба, ‘Укбы ибн ‘Амира и аль-‘Аббаса; св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и Ибн Маджа. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 579, хадис № 9772, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 70, хадис № 418.

    См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.

    См. хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 535, хадис № 611; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 47, хадис № 167, «хасан, сахих».

    Хадис от Джабира ибн Самра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 12, хадис № 454. Такой же хадис в св. х. аль-Бухари от Абу Барза. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 187, гл. № 9, раздел № 20; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т 4. С. 211, 213, 214; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 235, а также с. 239, хадис № 567.

    Это составляет примерно 2,5 метра или, когда не видно самого солнца, приблизительно 20–40 минут после начала восхода. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 519.

    Св. х. имама Муслима. См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 167, хадис № 151.

    Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа; и хадис от ‘Умара; св. х. Ахмада, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 584, хадис № 9893, «сахих».

    См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 664.

    См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 673.

    Читайте также: