Что должен делать мусульманин в день ашура. Приближается день Ашура: в какие дни нужно соблюдать пост? Ураза в этот день способствует прощению грехов

Месяц Мухаррам является первым месяцем года по мусульманскому календарю. Это один из четырёх запретных для войн, кровной мести и тому подобному месяцев. О высокочтимости месяца Мухаррам говорится в Коране и Сунне. Поэтому каждый мусульманин должен стараться провести этот месяц в служении Всевышнему. Как мы проведём этот первый месяц года, так и пройдёт весь год. Имам Газали в книге «Ихйа» пишет, что если провести месяц Мухаррам в ибадате, то можно надеяться, что его баракат достанется и остальным месяцам года.

Достоверный хадис, переданный Муслимом, гласит: «После месяца Рамазан самым лучшим для соблюдения поста является Мухаррам». В другом хадисе, переданном Табарани, говорится: «Тому, кто постился один день месяца Мухаррам, воздастся как за 30 постов». Согласно ещё одному хадису, высоко награждаемы посты в четверг, пятницу и в воскресенье месяца Мухаррам.

Имам Навави (да будет доволен им Аллах!) в книге «Заваиду рравза» пишет: «Изо всех высокочтимых месяцев, Мухаррам является лучшим для поста».

Месяц Мухаррам содержит и священный день Ашура.

Мухаррам – месяц покаяния и поклонения Аллаху, так что не упускайте шанс получить прощение грехов и многократное воздаяние за добродеяния!

День Ашура.

10-й день месяца Мухаррам называют днем Ашура (от слова «ашара», что означает «десять»). Месяц Мухаррам, как было сказано выше, является одним из высокочтимых, священных для мусульман месяцев. А самым ценным днём месяца Мухаррам является Ашура.

В день Ашура, а также в предыдущий (9 Мухаррам) или в следующий (11 Мухаррам) дни желательно (суннат) соблюдать пост. Согласно одному из хадисов, пост в день Ашура очищает мусульманина от грехов за предыдущий и последующий годы, а за крупицу подаяний (садака) в день Ашура Всевышний даст вознаграждение величиной с гору Ухуд.

В день Ашура раздают садака, радуют детей и близких, читают Коран, совершают другие богоугодные дела.

На этот день приходится сотворение Всевышним Небес, Земли, Арша, Курса, ангелов, первого человека – Адама, и благословение ему. (Утверждение, что в этот день созданы Небеса и Земля, может показаться логически бессмысленным, если исходить из того, что небесные тела первичны, а периоды их движения вторичны. На самом деле всё обстоит наоборот – периоды первичны, а небесные тела вторичны).

Светопреставление (конец света) также наступит в день Ашура.

На день Ашура приходятся также переселение Адама, благословение ему в Раю и принятие от него покаяния после грехопадения. На день Ашура приходится множество счастливых случаев, связанных с пророками. В этот день корабль Нуха (Ноя), благословение ему, причалил к горе Джуди после Потопа; родился пророк Ибрахим, благословение ему; вознеслись на небо пророки Иса и Идрис, благословение им; спаслись пророки Ибрахим, благословение ему, от огня язычников, Муса, благословение ему, и его последователи - от преследования, и утонул фараон; Юнус, благословение ему, вышел из чрева рыбы; произошло исцеление от болезней Аюба, благословение ему; встретился с сыном Якуб, благословение ему; Сулейман, благословение ему, стал царём; Юсуф, благословение ему, вышел из тюрьмы.

Молитва, читаемая в день Ашура:

Сначала 70 раз читают следующую молитву:

حَسْبُنَا الله وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ الْنَّصِـيرٌ

"ХIасбуналлагьу ва нигIмаль вакилю нигIмаль мавля ва нигIма ннасиру " (70 раз).

Затем 7 раз читают эту молитву:

بِسْـمِ اللهِ الرَّحْـمَنِ الرَّحِـيمِ

حَسْبُنَا الله وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ النَّصِيرٌ

سُبْحَانَ اللهِ مِلْءَ الْـمِيزَانِ وَمُنْتَهىَ الْعِلْمِ وَمَبْلَغَ الرِّضَى وَزِنَةَ الْعَرْشِ لاَ مَلْجَاءَ وَلاَ مَنْجَأَ مِنَ اللهِ إِلاَ إِلَيْهِ سُبْحَانَ الله عَدَدَ الشَّفْعِ وَالْوَتْرِ وَعَدَدَ كَلِمَـاتِ اللهِ التَّامـَّاتِ كُـلِّهَا، أَسْئَلُكَ (نَسْئَلُكَ) السَّلاَمَةَ بِرَحْمَتِكَ يـآ اَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ باِللهِ العَليِّ الْعَظِيمِ وَهُوَ حَسْبِى (حَسْبُنَا) وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ النَّصِـيرُ وَصَلَّى الله عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ خَيْرِ خَلْقِهِ وَعَلىَ آلِهِ وَصَحْبِهِ أَجْمَعِينَ.

Бисмиллягьи ррахмани ррахIим.

ХIасбуналлагьу ва нигIмаль вакилю нигIмаль мавля ва нигIма ннасыру.

СубхIаналлагьи мильаль мизани ва мунтагьаль гIильми ва маблагъа рриза ва зинаталь гIарши ля мальджаа валя манджаа миналлагьи илля иляйгьи субхIаналлагьи гIадада шшафгIи валь ватри ва гIадада калимати ллягьи ттаммати куллигьа асъалюка (насъалюка) ссалямата бирахIматика я архIама ррахIимина. Валя хIавля валя къуввата илля биллягьиль гIалиййиль гIазыми ва гьува хIасби (хIасбуна) ва нигIмаль вакилю нигIмаль мавля ва нигIма ннасыру ва салля ллагьу гIаля саййидина МухIаммадин хайри халкъигьи ва гIаля алигьи ва сахIбигьи аджмагIина.

С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и на том свете - лишь к уверовавшим!

Нам достаточен Аллах, Он - наилучший, на Кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь).

Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) настолько, пока не заполнятся Весы, и по количеству Его знаний, пока не достигнет Его довольства, и сколько весит Арш. Нам не к кому прибегать, не к кому обращаться, кроме как к Нему же. Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) по количеству чётных и нечётных цифр, и по количеству совершенных слов Аллаха. Я (мы) прошу (просим) у Тебя спасения по Милости Твоей, О Милостивейший из милостивых! Нет мощи, чтобы отказаться от плохого и нет силы, чтобы творить добро (ибадат), кроме как от Всевышнего и Великого Аллаха. Он мне (нам) достаточен, Он – наилучший, на кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь).

Благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду - лучшему из творений, его семье (общине) и всем его сподвижникам!

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!

Вся хвала принадлежит Аллаху, у Которого нет сотоварища, к Которому мы взываем и Которого просим о помощи! Мир и благословения посланнику Аллаха – Мухаммаду – лучшему из творений, любимцу Аллаха и Его пророку!

Помимо обязательного поста в месяце рамадан, есть много других дней, когда пост для мусульманина очень желателен. Одним из месяцев, на желательность поста в котором указал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, является месяц мухаррам, начинающий собой новый год исламского календаря.

Всевышний Аллах сказал:

إن عدة الشهور عند الله اثنا عشر شهراً في كتاب الله يوم خلق السموات والأرض منها أربعةٌ حرم ذلك الدين القيم فلا تظلموا فيهن أنفسكم

Смысл: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе » (Сура «Покаяние», аят 36).

Согласно словам посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мухаррам является одним из запретных месяцев Аллаха.

Передается от Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«عَنْ أَبِي بَكْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ الزَّمَانُ قَدْ اسْتَدَارَ كَهَيْئَتِهِ يَوْمَ خَلَقَ اللَّهُ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضَ السَّنَةُ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ثَلاثَةٌ مُتَوَالِيَاتٌ ذُو الْقَعْدَةِ وَذُو الْحِجَّةِ وَالْمُحَرَّمُ وَرَجَبُ مُضَرَ الَّذِي بَيْنَ جُمَادَى وَشَعْبَانَ

«Время приобрело свою форму в тот день, когда Аллах сотворил небеса и Землю. Год состоит из двенадцати месяцев, четыре из которых священны. Три из них идут подряд: зу-ль ка’да, зу-ль хиджа, мухаррам, а раджаб мудара находится между месяцами джумада (ас-сания) и ша’бан

Также достоверная сунна указывает на то, что мухаррам – самый лучший месяц для поста, после рамадана.

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаха, передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَفْضَلُ الصِّيَامِ بَعْدَ رَمَضَانَ شَهْرُ اللَّهِ الْمُحَرَّمُ وأفضل الصلاة

بعد الفريضة صلاة الليل » رواه مسلم

«Лучшее время для поста после месяца рамадан – месяц Аллаха мухаррам, а лучшая молитва после обязательной – ночная молитва » (Хадис передал Муслим).

Некоторые ученые посчитали, что желательно поститься весь месяц мухаррам, однако не установлено, чтобы Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда-нибудь постился весь месяц целиком. , как говорят ученые, указывает на общую желательность поста в месяц мухаррам, но не на пост в течение всего месяца.

Передается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

ما رأيت رسول الله استكمل صيام شهر قط إلا رمضان، وما رأيته في شهر أكثر صياماً منه في شعبان» متفق عليه»

«Я не видела, чтобы когда-нибудь посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился весь месяц целиком, кроме рамадана. Я также не видела, чтобы он постился в другие месяцы больше, чем в месяц ша’бан » (Хадис передали Аль-Бухари и Муслим).

Этот хадис указывает на то, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не постился ни в один из месяцев целиком, кроме рамадана. Следовательно, вышеприведенный хадис не указывает на желательность поста в мухаррам целиком.

Также одним из отличительных достоинств месяца мухаррам является день ‘Ашура, приходящийся на десятое число. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, особенно выделял этот день постом. Пост в этот день был связан с тем, что Аллах спас пророка Мусу , мир ему, и его народ от Фараона. Тем самым пост означал благодарность Аллаху за спасение пророка Мусы, мир ему, и его народа.

Передается, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:

عن ابن عباس رضي الله تعالى عنهما قال: «قدم النبي صلى الله عليه وسلم المدينة فرأى اليهود تصوم يوم عاشوراء فقال: ما هذا؟ قالوا: هذا يوم صالح هذا يوم نجى الله بني إسرائيل من عدوهم فصامه موسى، قال: فأنا أحق بموسى منكم فصامه صلى الله عليه وسلم وأمر بصيامه

«Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прибыл в Медину, он увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура. Он спросил их: «Что это за день, в который мы поститесь?» Они ответили: «Это великий день, день в который Аллах спас сыновей Исраиля от их врага, и Муса постился в этот день». Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я имею больше прав на Мусу, чем вы». Он постился в этот день и повелел поститься другим » (Хадис передали Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ан-Насаи).

Чтобы отличиться от иудеев, желательно поститься не только в день ‘Ашура, но и за день до него или после него.

Передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

لئن بقيت إلى قابل لأصومن التاسع» رواه مسلم»

«Если я останусь в живых до следующего года, то непременно буду поститься и в девятый день » (Хадис передал Муслим).

Шейху-ль Ислям Ибн Таймия , по помилует его Аллах, сказал (в «Маджу’ аль-фатава»), что он хотел сделать это, чтобы отличиться от иудеев.

Ученые сказали, что самым предпочтительным будет пост в 9, 10 и 11 дни месяца мухаррам. Далее по предпочтительности следует пост в 9 и 10 дни. А для совершения сунны будет достаточно соблюдать пост лишь в десятый день – день Ашура.

Пост в день ‘Ашура является очень желательным, во-первых, потому что посланник Аллаха , мир ему и благословение Аллаха, постился в этот день, а во-вторых, потому что искренний пост в этот день смывает грехи, совершенные в предыдущий год.

От Абу Катады, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

فعَنْ أَبِي قَتَادَةَ رضي الله عنه ، قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: «صِيَامُ يَوْمِ عَاشُورَاءَ أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِي قَبْلَهُ». صحيح مسلم

«Я надеюсь, что из-за поста в день ‘Ашура Аллах простит грехи, совершенные в предыдущий год » (Хадис передал Муслим).

Также передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелел возвестить людям:

«عن سلمة بن الأكوع رضي اللَّه عنه ، أن رسول اللَّه صلى الله عليه وسلم أمر رجلاً من أسلم: «أن أذِّن في الناس: من كان أكل فليصم بقية يومه، ومن لم يكن أكل فليصم، فإن اليوم عاشوراء

«Тот, кто поел, пусть постится остаток дня, а тот, кто не ел, пусть также постится. Поистине, сегодня день ‘Ашура » (Хадис передали Аль-Бухари, Муслим, Ад-Дарими).

Есть и другие хадисы, указывающие на желательность поста в месяц мухаррам в общем и день Ашура в частности. Все они говорят о том, что мусульманину не стоит оставлять эти дни без поклонения Аллаху, выражающемуся в посте. Это великая милость Аллаха для нас, которая может стать причиной прощения наших грехов и спасения в День Суда , поэтому нужно стараться не упустить эту возможность. Да поможет нам Аллах!

Вся хвала принадлежит Аллаху, мир ему и благословение посланнику Аллаха!

День Ашура вобрал в себя всю сложность и необычность мусульманской религиозной конфессии. Он не относится к праздничным дням, но является весьма почитаемым, ведь посвящён сразу нескольким событиям.

Какого числа будет День Ашура в 2017 году

День Ашура отмечается на десятый день первого месяца лунного исламского календаря Мухаррам, что в 2017 году по выпадает на 1 октября . Считается, что именно этого дня Аллах сотворил небеса, ангелов, землю и первого человека – Адама, который жил в райских кущах, прощенный за все свои грехи. Кроме того, мусульмане верят, что конец света (светопреставление) состоится в будущем именно в эту дату.

Пост в День Ашура

Сунниты верят, что в определённый период жизни пророк Мухаммед странствовал из Мекки в Медину, где встретился с местными жителями. Именно в момент его прибытия в этот город – они держали пост, считающийся обязательным для жителей этих мест. Мухаммед узнал, что причиной этого поста послужила богобоязненная любовь к Аллаху. Пророк стал поститься вместе с жителями Медины.

Ранее пост, относящийся к этой дате, считался обязательным для всех мусульман. Но со временем, после принятия обязательного , пост в этом месяце сделали лишь желательным. Его придерживаются только самые преданные последователи Аллаха или же те, кто не смог по некоторым причинам поститься на Рамадан.

Сколько длится пост?

Пост на день Ашура длится два-три дня. Его можно соблюдать на 9-й и 10-й день месяца Мухаррам , или на 10-й и 11-й или в период с 9-го по 11-е число этого месяца.

В отличие от суннитов, шииты не считают пост в день Ашура обязательным. Для них эта дата – является датой памяти о погибшем имаме Хусейне – правнуке пророка Мухаммеда. Готовится ко дню памяти имама Хусейна шииты начинают за десять дней. В этот период они устраивают драматические представления, рассказывающее о религиозном подвиге ал-Хусейна и его приверженцев. Они готовят тазии – небольшие гробницы, символизирующие гробницу этого мусульманского мученика, проносят их по улицам рядом со специально отобранным конём, похожим на того, который некогда был у ал-Хусейна.

5 912

Примечание : Данный материал является переводом пятничной проповеди шейха Сулеймана Рухайли на тему достоинства месяца мухаррам и дня Ашура, произнесенной им в Кувейте в пятницу 6 мухаррама 1438 г.х. (7 октября 2016 г.г.). Следует отметить, что была переведена только сама тема пятничной проповеди без традиционного вступления и мольбы в конце хутбы.

Затронутые темы в проповеди:

Поистине, Пречистый Аллах создал все творения и избрал из них, что пожелал:

﴿وَرَبُّكَ يَخْلُقُ مَا يَشَاءُ وَيَخْتَارُ﴾

«Твой Господь создает, что пожелает и избирает [что пожелает]» (Коран, 28:68).

  • Так, Он создал всех ангелов и избрал из них Джибриля (мир ему);
  • Он создал человечество и избрал из них посланников, а из посланников избрал ули аль-азм (непоколебимых волей). А из непоколебимых волей избрал Мухаммада ﷺ, и он является господином всех потомков Адама;
  • После пророков Аллах избрал из всех людей сподвижников пророка Мухаммада ﷺ. Как сказал Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах): «Аллах посмотрел на сердца рабов и выявил, что сердце Мухаммада лучше всех других и избрал его для Себя. Он послал его с миссией на Землю. Затем Аллах посмотрел на сердца и выявил, что лучшие сердца (после сердца Мухаммада) — это сердца его сподвижников, и Он избрал их в качестве помощников для Своего пророка, которые боролись за Его религию”;
  • Он избрал среди сподвижников четверых:

1) Абу Бакра Правдивейшего (да будет доволен им Аллах), которого Пророк ﷺ очень сильно любил и даже сказал о нём в конце своей жизни: “Если бы я выбирал кого-либо в качестве избранного друга (хал и́ ля), то мой выбор непременно бы пал на Абу Бакра” ;

2) Затем Аллах избрал повелителя верующих Умара Различающего (да будет доволен им Аллах), из качеств которого, что шайтан, когда видел его идущим по широкой тропе, то сразу выбирал другую [чтобы не пересекаться с Умаром на одном пути];

3) Избрал повелителя верующих Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах), которого стеснялись ангелы и Пророк ﷺ;

4) Избрал повелителя верующих Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), за которого свидетельствовал Пророк ﷺ, что он любит Аллаха и Его посланника, и что Аллах и Его посланник ﷺ любят его.

  • Он избрал среди женщин четверых: Марьям, дочь Имрана, Асию, жену Фараона, мать верующих Аишу и Фáтыму, дочь Мухаммада. Пророк ﷺ сказал:

    «Многие мужчины достигли совершенства, а среди женщин достигли совершенства только четыре: Марьям, дочь Имрана, Асия, жена Фараона, а преимущество Аиши над другими женщинами подобно преимуществу сарида над остальной пищей».

    Пророк ﷺ сказал Фáтыме: «Разве ты не довольна тем, что являешься госпожой женщин в Раю?» ;

  • Аллах избрал из молодёжи Хасана и Хусайна [внуки Пророка ﷺ от его дочери Фáтымы]. Они являются господами молодёжи в Раю;
  • Аллах создал места и избрал из них мечети (места поклонений), а из мечетей избрал три: Заповедную мечеть, Мечеть Пророка и Отдаленную мечеть (Акса);
  • Аллах сотворил времена [дни, недели, месяцы и года] и избрал среди дней недели джуму (пятницу), которая является венцом всех дней. Среди дней года избрал десять первых дней зуль-хиджы. Из ночей года избрал последние десять ночей рамадана. А из месяцев Аллах избрал четыре, которые называются заповедными месяцами.

﴿إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِندَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَٰلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنفُسَكُمْ﴾

«Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Книге Аллаха в тот день, когда Он сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них — заповедные. Такова истинная религия, и поэтому не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Коран, 9:36).

Пророк ﷺ разъяснил какие именно четыре заповедных месяца, сказав:

«В году двенадцать месяцев, из которых четыре — заповедные. Три месяца следуют друг за другом: зуль-када, зуль-хиджа и мухаррам. А [четвертый, отдельно от них] месяц раджаб племени мудар, который выпадает между месяцами джумада и шабан» .

Арабы [до прихода пророка Мухаммада ﷺ] считали эти четыре месяца заповедными. Однако в джахилии (доисламский период политеизма) они проводили недобросовестные манипуляции с этими месяцами. То передвигали их вперед, то назад, то меняли их ротацию [в угоду своим личным интересам]. Такая махинация с заповедными месяцами именуется [в Коране] «наси» (отсрочивание).

Эти месяцы были сделаны заповедными для обеспечения дорожной безопасности к Заповедному дому Аллаха [Мечети Каабы]. Месяц зуль-када стал заповедным, чтобы люди могли [заблаговременно] отправиться на хадж [не боясь, что начнётся война на их родине или что на них самих нападут в пути]. Зуль-хиджа стала заповедной, чтобы в ней безопасно прошли обряды самого хаджа. Мухаррам стал заповедным, чтобы люди спокойно вернулись на свои родины после завершения хаджа. А месяц раджаб [который отделён от остальных трёх месяцев] стал заповедным, дабы люди могли совершить в нём умру (малый хадж) и посетить Дом Аллаха [мечеть Каабы].

Как мы упомянули, арабы жульничали с этими месяцами. Однако, время вернулось на свое место, и месяцы правильно встали на свои законные места именно в тот год, когда Пророк ﷺ совершил хадж. С тех пор все месяцы остались упорядоченными, как и положено [и уже больше никто не смел играть с их отсрочиванием] по милости Аллаха. Пророк ﷺ сказал в прощальном хадже:

“Поистине, время вернулось на свое изначальное место и в свой вид, в котором оно было, когда Аллах создал небеса и землю”.

Месяц, в котором вы сейчас находитесь – это и есть месяц мухаррам,

который является одним из четырёх заповедных месяцев.

О рабы Аллаха, остерегайтесь совершать несправедливость [грехи] в этот месяц. Остерегайтесь ширка (политеизма, многобожия). Поистине, ширк — великая несправедливость. Также остерегайтесь несправедливости в отношении друг друга. Не поступайте несправедливо ни с близкими, ни с чужими.

«Поистине, Аллах запретил Себе несправедливость и сделал её запретной меж вами. Поэтому не поступайте несправедливо между собой!» [хадис]

Остерегайтесь несправедливости по отношению к себе, таких как неисполнение обязанностей перед Аллахом или нарушение Его запретов.

Поистине, несправедливость запретна для всех людей, во всех делах и во все времена. Однако в заповедные месяцы несправедливость еще запретнее, сквернее и греховнее.

О рабы Аллаха! Бойтесь Аллаха, придерживайтесь справедливости и больше поститесь в этом вашем месяце. Поистине, дни мухаррама являются лучшими для дополнительного поста. Пророк ﷺ сказал:

“Месяц Аллаха мухаррам является лучшим для поста после рамадана”.

О рабы Аллаха, в этом хадисе указание на то, что дополнительный пост в мухарраме лучше, чем в любые другие дни года.

Некоторые ученые считали, что держать пост весь месяц – от начала и до конца – в мухарраме является желательным, потому что все его дни лучшие для поста.

Другие ученые считали, что лучше разговляться в некоторые дни мухаррама, пускай даже один день. Так как, судя по религиозной практике Пророка ﷺ, очевидно, что он никогда не постился полный месяц, кроме рамадана. А что касается хадисов о месяце шабан [в которых сообщается, что Пророк ﷺ постился весь шабан], то в этом есть разногласие среди ученых.

О рабы Аллаха! Мнение, что нам желательно побольше поститься в мухарраме, ближе к истине. Однако, нам также желательно не поститься в нём малое количество дней [т.е. не держать пост полный месяц].

О рабы Аллаха! Благодарите Аллаха за то, что Он наделил вас здоровьем, благоденствием и силой, а также позволил вам дожить до этих уникальных дней. Так насладитесь приближением к Аллаху через пост! Поистине, награда за пост велика у Аллаха, и никто не знает размер этой награды, кроме самого Аллаха. Пророк ﷺ сказал:

“Награда за каждое благодеяние сына Адама увеличивается от десяти до семисот раз, но Всевышний Аллах сказал: «Кроме поста, потому что он соблюдает его для Меня, и Я буду вознаграждать за него. Он отказывается от своих страстных желаний и от еды ради Меня”.

Когда сказал Абу Умама (да будет доволен им Аллах) посланнику Аллаха ﷺ “Укажи мне на благо, которое я перениму от тебя” или же сказал “Укажи мне на дело, через которое я стану ближе к Аллаху” , Пророк ﷺ ответил ему:

“Тебе следует держать пост. Поистине, нет ничего подобного посту [из благих дел]!

О Аллах, Господь миров! Наставь нас и облегчи путь ко всему благому!

О верующие! Знайте, что крайне желательно (истихбаб муаккад) поститься в день Ашура. Ашура является десятым (áшир, العاشر) днём месяца Аллаха мухаррам. Курайшиты постились в день Ашура в джахилии (доисламском периоде политеизма), и Пророк ﷺ, будучи еще в Мекке, тоже держал пост в этот день. Затем, когда Пророк ﷺ прибыл в Медину, он увидел, что иудеи тоже соблюдают пост в этот день. Тогда Пророк ﷺ спросил их, почему они постятся в этот день, на что они ответили: “Это великий день. В этот день Аллах спас Мусу (Моисея) и его народ, а также потопил Фараона и его народ [армию]. Затем Муса постился в этот день из благодарности Аллаху, и мы тоже постимся” . Тогда Пророк ﷺ сказал:

“Мы [мусульмане] ближе к Мусе и больше имеем прав на него, чем вы” .

Пророк ﷺ постился в этот день и обязал этим всех мусульман. Таким образом, он сделал пост в день Ашура фардом (обязательным). Пророк ﷺ брал со сподвижников договор, что они будут соблюдать пост в этот день. Однако, после того, как пост в месяц рамадан стал фардом (обязательным), Пророк ﷺ сказал своим сподвижникам:

“Сегодня день Ашура. Аллах не обязал вас постом в этот день. Кто желает, пусть постится, а кто нет, то нет. Я держу пост” .

Пророк ﷺ разъяснил, что поститься в день Ашура лучше из-за того, что он постился. И он продолжал поститься десятого мухаррама до самой смерти. Однако, на последнем году своей жизни после того, как он пропостился день Ашура, ему сказали некоторые сподвижники: “Иудеи возвеличивают этот день”, на что Пророк ﷺ ответил:

“Если я доживу до следующего года, то я непременно буду поститься девятого мухаррама” . То есть вместе с десятым мухаррама.

Также Пророк ﷺ сказал:

“Поступайте вопреки иудеям – поститесь девятого и десятого числа”.

  • Наилучшее для верующего – это поститься девятого и десятого числа;
  • Ниже по степени идёт пост десятого и одиннадцатого числа, потому что Пророк ﷺ сказал: “Поститесь Ашуру, однако отличайтесь от иудеев и поститесь еще день до или после Ашуры”;
  • Также дозволено мусульманину поститься только десятого числа [Ашуру], потому что Пророк ﷺ постился только десятого числа до самой кончины. Однако, самый предпочтительный и лучший пост – это объединять десятое число с девятым [т.е. поститься девятого и десятого мухаррама]. Если не получилось поступить так, то пусть верующий постится десятого и одиннадцатого числа;
  • Если верующий предпочитает поститься девятого, десятого и одиннадцатого числа [три дня подряд], то это хорошо, т.к. тем самым он точно постится день Ашура и плюс увеличивает количество постов в месяце мухаррам.

Что касается хадиса “Поститесь еще день до и день после” , то этот хадис не установлен от Пророка и не является достоверным.

О рабы Аллаха! Бойтесь Аллаха и оказывайте себе почёт посредством того, что узаконил для вас Аллах. Становитесь ближе к Нему посредством дополнительных поклонений, и тогда ваш Господь полюбит вас.

Автор : Д октор богословия и права, профессор Мединского исламского университета, шейх Сулейман ибн Сал и́ му-Ллах ар-Рухайли (да хранит его Аллах)

Подготовил : Магжан Тобыкты

Корректура :

9/1/1439 г.х. = 29/9/2017 г.г.

Примечания переводчика

Ули аль-азм (أولو العزم), непоколебимые волей — это титул морально стойких посланников Аллаха. Аллах сказал Мухаммаду:

﴿فَاصْبِرْ كَمَا صَبَرَ أُولُو الْعَزْمِ مِنَ الرُّسُلِ﴾


«Терпи, как терпели непоколебимые волей из числа посланников» (Коран, 46:35).

Аллах сказал в аяте «мин ар-русуль» (из числа посланников). Частица «мин» («из») в аяте указывает на то, что не все посланники удостоились звания «ули аль-азм». Согласно наиболее распространенному мнению толкователей Корана, непоколебимые волей – это пять посланников: Мухаммад, Нух, Ибрахим, Муса, Иса. Именно они выделились невероятной стойкостью среди других великих пророков и посланников и, тем самым, заслужили такое звание от Аллаха (см. “Тафсир Муяссар”, сура 46, аят 35).

Всевышний Аллах сначала упомянул всех пророков, а затем выделил именно этих пятерых:

﴿وَإِذْ أَخَذْنَا مِنَ النَّبِيِّينَ مِيثَاقَهُمْ وَمِنكَ وَمِن نُّوحٍ وَإِبْرَاهِيمَ وَمُوسَىٰ وَعِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ وَأَخَذْنَا مِنْهُم مِّيثَاقًا غَلِيظًا﴾


«Помни [о, Мухаммад!], что Мы заключили договор со всеми пророками и [в частности] с тобой, Нухом, Ибрахимом, Мусой и Исой, сыном Марьям. Мы заключили с ними строжайший договор» (Коран, 33:7). – Примеч. пер.

Сарид – это вид вкусного, питательного и полезного блюда, состоящего из хлеба и мяса (см. “Комментарии на Сахих Муслима” Хафиза ан-Науауи). – Примеч. пер.

Шейх Сулейман Рухайли произнёс эту речь в пятницу 6/1/1438 г.х. = 7/10/2016 г.г. в Кувейте – Примеч. пер.

То есть, несмотря на то, как было установлено начало месяца — Примеч. пер.

Первым месяцем исламского календаря. Это один из четырех месяцев (Раджаб, Зуль-Каада, Зуль-Хиджжа, Мухаррам), в течение которых Аллах запретил вести военные действия, провоцировать на конфликты и т.д. Бесспорно, лучшим днём этого месяца является день Ашура.

Также о важности месяца Мухаррама говорится в хадисах и аятах. В Священном Коране сказано: «Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев – двенадцать, согласно Писанию Аллаха. Четыре месяца из них запретные, это – стойкая религия. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе».

«Наказание и вознаграждение за поступки в эти месяцы возрастают. Притеснение в любые месяцы является большим грехом, но в эти четыре месяца наказание за него увеличивается. Всевышний возвеличивает, что пожелает. Таким образом возвеличил пророков, избрав для этого их, а не ангелов. Из всей человеческой речи Всевышний выделил Его поминание. Самыми лучшими местами на земле являются мечети. Среди месяцев Всевышним избраны Рамадан и Мухаррам. Самым лучшим из дней перед Всевышним является пятница, из ночей – ночь Ляйлятуль Кадр. Возвеличивайте то, что возвеличивает Всевышний ». (Ибн Касир, толкование суры «ат-Тавба», 36 аят) Поэтому каждый мусульманин должен стараться провести этот месяц в служении Всевышнему Аллаху.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал о достоинстве поста в этом месяце: «После поста в месяце Рамадан самым достойным является пост в месяце Аллаха – Мухарраме» (Муслим)

Обычно наступление нового года люди рассматривают как вступление в какую-то новую фазу их жизни. Поэтому они строят планы, надеются на улучшения, мечтают о будущем счастье, готовятся к новым свершениям. Безусловно, халиф Умар (да будет доволен им Аллаха) решил, что мухаррам должен быть первым месяцем , так как он следует за месяцем зуль-хиджа, в котором мусульмане совершают паломничество (хадж). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил хадж к этому Дому, не сквернословя и не творя нечестия, тот вернётся таким, каким его родила мать» . (Аль-Бухари:1819)

Следовательно, совершив хадж, человек возвращается свободным от груза своих грехов, подобно новорожденному. К счастью, в таком очищенном состоянии человек начинает следующий год. И это даёт ему возможность с оптимизмом и воодушевлением смотреть в грядущее. Также это побуждает сохранять чистоту души на протяжении всего года и не возвращаться к ошибкам и грехам.

Хасан аль-Басри говорил: “Поистине, Аллах открывает год месяцем мухаррам и завершает год этим месяцем, и нет месяца в году после рамадана, величественнее перед Аллахом, чем мухаррам по причине его святости! ” См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 79.

‘Усман аль-Хинди говорил: “Они (саляфы) возвеличивали десять дней трех месяцев: Десять последних дней месяца Рамадан. Десять первых дней месяца зуль-Хидджа. И десять первых дней месяца аль-Мухаррам!” См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 79.
Ибн ‘Умар говорил: “Люди времен джахилии соблюдали пост в день «Ашура», и в этот день постился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и мусульмане до того, как Аллах вменил пост в месяце Рамадан. После того, как пост в Рамадан стал обязательным, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ‘«Ашура» – это день из дней Аллаха! И тот, кто желает, пусть постится, а кто не желает, не постится» ”. Муслим 1126.

Как видим, все дни Мухаррама обладают достоинством. Стало быть мусульманину разрешается держать пост на протяжении всего этого месяца, или же поститься в нём больше, чем в другие месяца. Но день «Ашура», помимо того, что имеет особое положение и высокую награду от Аллаха, так же имеет и ряд полезных моментов, связанных с убеждениями и историей Ислама.

Священный день – «Ашура» это десятый день , и он является самым ценным днем этого месяца. Множество событий в истории человечества произошло именно в этот день. На него приходится сотворение Аллахом Всевышним Небес, Земли, Аль-Арша, Ангелов, первого человека и Пророка Адама (мир ему). Конец Света также наступит в день «Ашура». В этот день произошло много событий, связанных с Пророками Аллаха.

  • Аллах Всевышний принял покаяние от Пророка Адама (мир ему);
  • ковчег Нуха (Ноя) (мир ему) причалил к горе Джуди (Ирак) после Великого потопа;
  • родился Пророк Ибрахим (Авраам) (мир ему);
  • были вознесены на небо Пророки Иса (Иисус) и Идрис (мир Им);
  • Пророк Ибрахим (мир ему) спасся от огня, разожженного язычниками;
  • Пророк Муса (Моисей) (мир ему) и Его последователи ушли от преследования фараона, который в этот день погиб, поглощенный морем;
  • Пророк Юнус (мир ему) вышел из чрева рыбы;
  • Пророк Аюб (Иов) (мир ему) исцелился от тяжкой болезни;
  • Пророк Якуб (Иаков) (мир ему) встретился с сыном;
  • Пророк Сулейман (Соломон) (мир ему) стал царем;
  • Пророк Юсуф (Иосиф) (мир ему) вышел из тюрьмы.
  • Также в этот день смертью шахида (борца за Веру) пал внук Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнгео) — Хусейн.

В день «Ашура», а также в предыдущий и последующий дни желательно соблюдать пост. Согласно одному из хадисов, пост в день «Ашура» очищает мусульманина от грехов за предыдущий год, а за крупицу подаяния (садака) в день «Ашура» Всевышний Аллах даст вознаграждение величиной с гору Ухуд. Сказано в хадисе: «Кто в день «Ашура» кормит и поит свою семью, тому Аллах даст баракят в течение года».

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) столь стремящимся поститься, как в день Ашура, и в месяц » (Аль-Бухари).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Я надеюсь, что аллах примет пост в Ашура как искупление за год, который был прежде » (Муслим).

Абд-Алла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) постился на Ашура и предписал пост всем мусульманам, они сказали: “O Посланник Аллаха, это – день, который чтят евреи и христиане”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: “Если я доживу, чтобы увидеть следующий год, Ин ша Аллах, мы будем поститься также на девятый день” . Но так случилось, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) скончался прежде, чем наступил следующий год» (имам Муслим).

И его ученики, такие как Имам Ахмад и Исхак передали: «Поститься в девятый и десятый дни – желательно, потому что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) постился в десятый день и намеревался поститься в девятый ».

Имам Ан-Навави говорил: «Учёные – сподвижники и другие – упоминали несколько причин, по которым желательно соблюдать пост в девятый день месяца Мухаррам:

1. Отличие от иудеев, которые почитают только десятый день. Это мнение передано от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах).

2. Намерение состоит в добавлении другого дня к Ашура. Это схоже с запретом поститься отдельно в пятницу, как было упомянуто.

3. Убедиться, что пост приходится на десятый день.

Если в Ашуру совершить полное омовение (гусуль), то Аллах защитит человека от болезней в течение года. Если смазать глаза сурьмой, то Аллах защитит от болезней глаз. Кто посетит больного человека в день «Ашура», приравнивается к посетившему всех сынов Пророка Адама, мир Ему (т.е. всех людей). В день «Ашура» раздают садака, читают Коран, радуют детей и близких, а также совершают другие богоугодные дела.

Читайте также: