Причины и последствия школьных болезней. Самые распространенные заболевания школьников

Обзор материала

1. Введение.

В прошлом учебном году на уроках математики мы изучали тему «Статистические характеристики». Мне очень понравилось для различных рядов чисел вычислять статистические характеристики: среднее арифметическое, медиану, размах и моду.

Заинтересовавшись этой темой, я решила узнать, что такое статистика, как собираются данные и каким образом они обрабатываются.

Каждый человек должен хорошо ориентироваться в потоке информации. Это значит, он должен извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать решения в разнообразных ситуациях.

Моя исследовательская работа будет актуальна для работы классных руководителей и родителей. Она может заинтересовать и учащихся школы. В своей работе «Статистика школьных заболеваний и их профилактика» я приведу результаты статистических наблюдений, проанализирую собранные данные и представлю результаты их обработки.

Объект исследования: учащиеся 1-8 классов моей школы.

Предмет исследования: заболевания учащихся.

Цель исследования: с помощью статистических методов исследовать состояние здоровья школьников.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с видами и способами статистического наблюдения и выяснить, как собираются и группируются статистические данные, как можно наглядно представить статистическую информацию.

2. Собрать и обработать полученную информацию.

3. Интерпретировать результаты статистических исследований.

4. Наглядно представить полученную информацию.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что проводя статистическое наблюдение мои знания, подкреплённые практической работой, в области статистики расширятся.

В ходе проведения исследования использовались следующие методы:

1. Изучение литературы и интернет источников.

2. Анкетирование учащихся.

3. Статистическая обработка полученных данных, анализ, сравнение и обобщение полученных результатов.

4. Беседа с фельдшером школы.

2. Теоретическая часть.

2.1 Определение статистики.

Стати́стика - отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных.

Слово «статистика» происходит от латинского status - состояние дел. В науку термин «статистика» ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса « Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

Согласно формулировке 1833 года, «цель статистики заключается в представлении фактов в наиболее сжатой форме».

Статистика дает сигналы о неблагополучии в отдельных частях механизма управления, показывая, таким образом, необходимость обратной связи - управляющих решений. Общие принципы и методы научного познания служат фундаментом для понимания и правильного использования статистической методологии. Итак, основной задачей статистики является сбор, учет, обработка и хранение сведений (информации), отображающих ход общественного развития.

К статистическим сведениям, пригодным для обобщений, предъявляется ряд требований:

данные должны быть максимально полными, но не отрывочными, случайно выхваченными;

данные должны быть абсолютно достоверными и точными;

данные должны соответствовать принципу единообразия, сопоставимости;

данные должны соответствовать принципу своевременности (сбор должен быть организован только в строго определенное время, но кроме этого, данные должны быть представлены так же в срочном порядке).

Статистическая информация может быть представлена в самых разных формах, в виде таблиц, диаграмм, графиков. Это позволяет:

Производить более сильное впечатление, чем цифры;

Лучше осмыслить результаты статистического наблюдения;

Правильно истолковать результаты статистического анализа;

Значительно облегчает понимание статистического материала;

Делает его наглядным, выразительным, лаконичным, доступным.

Сейчас статистику рассматривают как самостоятельную научную дисциплину. Статистика есть совокупность методов и принципов, согласно которым проводится сбор, анализ, сравнение, представление и интерпретация числовых данных.

Термин «статистика» употребляют ещё в двух смыслах. Во-первых, в обиходе под «статистикой» часто понимают набор количественных данных о каком-либо явлении или процессе. Во-вторых, статистикой называют функцию от результатов наблюдений, используемую для оценки характеристик и параметров распределений и проверки гипотез.

2.2 Виды статистики.

Сначала возникли демографическая статистика, медицинская статистика, экономическая статистика, потом метеорологическая, биологическая, финансовая, налоговая и т.д. В XX веке появилась математическая статистика, обладающая универсальными методами сбора, хранения и обработки информации для выработки различных прогнозов.

Математическая статистика, наука о математических методах систематизации и использования статистических данных для научных и практических выводов.
Одной из основных задач статистики является обработка информации. Конечно, у статистики есть много и других задач: получение и хранение информации, выработка различных прогнозов, оценка их достоверности.

2.3. Сбор и обработка информации.

Основным методом сбора информации является метод статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение – это сбор необходимых данных по явлениям, процессам общественной жизни. Но это не всякий сбор данных, а лишь планомерный, научно организованный, систематический и направленный на регистрацию признаков, характерных для исследуемых явлений и процессов. От качества данных, полученных на первом этапе, зависят конечные результаты исследования.

Виды статистического наблюдения:

Систематическое наблюдение - текущее: наблюдение проводится на основе первичных документов, содержащих информацию, необходимую для достаточно полной характеристики изучаемого явления.

Статистическое наблюдение - периодическое. Примером может служить перепись населения.

Наблюдение, проводимое время от времени - единовременным.

Способы статистического наблюдения:

В зависимости от источников собираемых сведений различают наблюдение: непосредственное, документальное, опрос.

Непосредственным называют наблюдение, осуществляемое путем подсчета, измерения значений признаков, снятия показаний приборов специальными лицами, осуществляющими наблюдениями, иначе говоря - регистраторами.

Документальное наблюдение – это такое наблюдение, когда запись ответа на вопросы формуляра наблюдения производится на основании соответствующих документов.

Опрос – это наблюдение, при котором ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются со слов опрашиваемого.

Для обобщения систематизации данных, полученных в ходе статистического наблюдения, их по какому-либо признаку разбивают на группы, и результаты группировки сводят в таблицы. ,

3. Практическая часть.

По нашей просьбе школьный медработник предоставила нам данные о заболеваниях, которыми болеют учащиеся нашей школы (результаты медицинского осмотра). Для систематизации данных, результаты мы оформили в виде таблиц.

Таблица №1. Начальные классы.

Таблица №2. Процентное содержание здоровых детей (начальные классы).

Из таблицы №1 и №2 мы видим, что меньше всего здоровых детей среди учащихся первых классов. Процент здоровых детей здесь составляет всего 27. Если взять всех учащихся начальных классов, то 49%, почти половина из них, только являются здоровыми детьми. Нам стало интересно, а какими заболеваниями болеют дети.

Таблица №3. Заболевания учащихся (1-4 классы):

Получив результаты, мы были очень сильно удивлены им. Ведь из 88детей, имеющих какое-нибудь заболевание, у 52 их них кариес. То, что касается учащихся первых классов, то, из 35 из них, у 28 кариес. Нам стало интересно, а почему мы получили такие результаты? И что делать? Оказывается, что кариес является одним из распространённых заболеваний у школьников.

Приготовив презентацию о правильном уходе за зубами, мы пошли на классные часы к нашим первоклассникам. Рассказав им о том, как надо правильно ухаживать за зубами, мы решили проверить, а как они ухаживают за своими зубами. Для этого им нужно было

внимательно прочитать каждое из перечисленных правил по уходу за зубами (в скобках сказано, почему их надо соблюдать). И если они выполняют то или иное правило, то напротив нужно поставить “+”, если нет – “-”. Правил было 12.

Обработав полученные данные, результаты мы представили в виде таблицы.

Таблица №4. Соблюдение правил первоклассниками.

Выполняют правила

Всего человек

Процент

От 1 до 3

От 4 до 6

34%

От 7 до 9

41%

От 10 до 12

16%

Из полученных данных, мы видим, что правильно ухаживают за своими зубами только 16% учащихся. 41% из них выполняют больше половины правил.

Лидерами по невыполнению являются 3 правила:

Чистят зубы 2раза в день – после завтрака и ужина всего 9 человек из 44, это 20%.

После чистки зубов делают массаж дёсен всего 3 человека, это 7%.

Стараются меньше есть сахара, конфет, печенья 5 человек, это всего лишь 11%.

Обработав данные о заболеваниях по 5-8 классам, результаты мы тоже оформили в виде таблиц.

Таблица №5. 5-8 классы.

Таблица №6. Процентное содержание здоровых детей (5-8 классы).

Изучив данные о заболеваниях, свои результаты мы представили в виде таблицы.

Таблица №7. Заболевания учащихся (5-8 классы):

Так как меньше всего здоровых детей среди учащихся восьмых классов, то мы решили посмотреть, а какими заболеваниями болеют эти дети. Обработав данные о заболеваниях по 8 классам, результаты мы оформили в виде таблиц.

Таблица №8. Заболевания учащихся 8 классов:

Заболевания

Всего учащихся

Кариес

Ожирение

Дефицит массы тела

Избыток массы тела

Нарушение зрения

Сколиоз

Бронхиальная астма

Хронический гастрит

Хронический периодонтит

Сахарный диабет

Обработав все данные, выбрав чаще всех встречаемые заболевания, мы решили сравнить количество болеющих ими детей в начальных классах и среднем звене, а затем сделать выводы.

Таблица №9. Сравнение.

Заболевания

1-4 классы

5-8 классы

Кариес

Нарушение осанки

Нарушение зрения

Избыточная масса тела и ожирение

Дефицит массы тела

4. Профилактика заболеваний.

Снижение зрения.

Чаще всего детские глаза страдают от близорукости (миопия), когда ребенок плохо видит вдаль. Реже у детей развивается дальнозоркость (когда глаза плохо видят вблизи), а также астигматизм, - специфическое понижение зрения. Благодатная почва для расстройств зрения - длительная зрительная работа на близком расстоянии: чтение, письмо, черчение, работа за монитором.

Падение зрения у школьников редко удается предотвратить. Однако минимизировать ущерб возможно. Лучшим методом профилактики считают правильную организацию рабочего места в комплексе с правильной тренировкой и отдыхом. Книги и тетради должны находиться не ближе чем в 30 см от глаз. Большая роль отводится освещению. Идеально, если ребенок сидит у окна, когда естественный свет падает слева. На переменах рекомендуется давать глазам отдых, а, придя домой, нельзя бросаться делать уроки или смотреть телевизор. Лучше всего прогуляться.

Необходимо тренировать мышцы глаз с помощью простых упражнений:

1. Несколько раз с силой зажмурить, а затем открыть глаза.

2. Вращать глазами сначала по часовой, а затем против часовой стрелки.

3. Несколько раз посмотреть вверх, вниз, влево, вправо.

Зарядку для глазных мышц нужно делать регулярно в течение дня, а при жалобах на усталость глаз, ощущение рези или песка в них нужно обращаться к офтальмологу.

Нарушение осанки.

Нарушение осанки - это последствие длительного сидения за партой школьников. Многие дети сутулятся, торчат лопатки, опущены плечи.

Причины сутулости: ученики не следят за правильной посадкой за партой. Привычная сгорбленность закрепляется тяжелым ранцем за плечами и усталостью мышц спины. Результат печален: при сильном отклонении грудного отдела позвоночника назад - кифоз ("горб"), а при искривлении вбок - сколиоз.

Дети быстрее устают и чувствуют напряжение в спине и пояснице. Чтобы этого не произошло, нужно правильно подбирать ранец, а носить его нужно на обоих плечах и не перегружать учебниками. За партой нужно сидеть прямо, не наваливаясь на нее, мебель должна соответствовать росту.

В качестве индивидуальной профилактики хороши упражнения с гимнастической палкой, которую нужно прижать руками к спине в области лопаток и делать упражнения: ходьба по комнате на носках, пятках внутренней и внешней поверхностях стоп; приседания; наклоны вправо и влево, вперед; повороты вправо и влево. Эффективны упражнения с грузом на голове. На темя кладется небольшой мешочек с песком, который нужно удерживать во время ходьбы по комнате и приседаний.

Кариес.

Чтобы избежать появления кариеса, следует предпринимать меры профилактики. Профилактика кариеса - это целый комплекс мероприятий, направленных на предотвращение данного заболевания, а также на повышение природного иммунитета с целью противостояния его развитию.

Основные методы профилактики: соблюдение максимально правильного рациона питания; соблюдение основных правил приема пищи и целенаправленное применение соответствующих препаратов для профилактики кариеса.

Специальные зубные пасты для лечения кариеса способствуют укреплению минеральных тканей зуба, а также предупреждают образование зубного налета благодаря введенному в ее состав соединения кальция, фосфора и фтора. Профилактическое и лечебное действие специальных паст объясняется тем, что фториды, применяемые местно, повышают устойчивость зуба ко всем неблагоприятным воздействиям. Фтор, проникая прямо в структуру зубной эмали, подавляет образование микрофлоры так называемого мягкого зубного налета, фиксирует в твердых зубных тканях фосфорно-кальциевые соединения и создает максимально прочную систему фторапатита. Лучшая зубная паста от кариеса - это паста, которая в себе содержит кальций и фтор.

Питание должно быть максимально сбалансированным. Какой-то специальной диеты для профилактики кариеса не существует, но нужно придерживаться определенных правил придерживаться. К примеру, рекомендуется свести к минимуму потребление продуктов, пагубно влияющих на зубную эмаль, к которым можно отнести: пирожные и шоколад; концентрированные соки; газировка. Кислыми яблоками также злоупотреблять не следует. Они не только нарушают кислотность слюны, но и не самым лучшим образом действуют на желудок.

Избыточный вес.

Основной причиной избыточного веса является так называемый энергетический дисбаланс между потребляемыми и расходуемыми калориями. Факторами, способствующими появлению избыточной массы тела и ожирения являются:

Неправильное питание с повышенным потреблением энергоемких продуктов с высоким содержанием жиров, углеводов и низким содержанием витаминов, минералов и других питательных микроэлементов;

Уменьшение физической активности (сидячий характер многих форм деятельности и отдыха, изменение способа передвижения).

Избыточный вес у ребенка и крайняя его степень – ожирение приводят к серьезным проблемам со здоровьем и вызывают ряд тяжелых заболеваний, среди которых: сердечно- сосудистые, диабет, скелетно-мышечные нарушения.

Если вес ребенка превышает установленный норматив, то нужно постараться снизить его с помощью таких способов.

1. Диета. Проводится под наблюдением педиатра или диетолога. Для снижения веса необходимо применение лечебной, низкокалорийной диеты.

Профилактика возникновения избыточного веса.

Режим питания должен быть 5-разовым, а тучным детям рекомендуется более дробный прием пищи - до 6-7 раз в сутки со строгим соблюдением режима. Распределение продуктов в течение суток очень важно для правильного питания и профилактики избыточного веса у ребенка. Калорийные, богатые животными жирами и белками продукты (мясо, рыба, яйца) следует включать в рацион в первую половину дня. На ужин рекомендуются продукты, которые легко усваиваются - молочно-растительные. В детский рацион должны входить все группы продуктов, особенно фрукты и овощи, как свежие, так и в отварном виде – это источники пищевых волокон. Детям со склонностью к ожирению не рекомендуется употребление манной крупы, макаронных изделий, белого хлеба. Тучным детям старшего возраста не желательно употреблять жирные сорта мяса, а мясо утки, гуся, любые сосиски, колбасы и т.п. необходимо исключить. К тому же при избыточном весе следует ограничивать употребление бананов, инжира, фиников, изюма, винограда, орехов, хурмы. Очень важно то, как родители сами относятся к еде. Придерживаться правильного питания должны все члены семьи - это станет важным воспитательным моментом и лучшей профилактикой ожирения и избыточного веса у ребенка.

Дефицит массы тела.

Многие родители считают, что дефицит веса - это неплохо, ребенку не грозит ожирение и отсутствие внимания противоположного пола. Однако недостаток массы не менее опасен, чем ее избыток.

Но нередко подростки и сами недоедают - из-за серьезного стресса или в попытке соответствовать стандартам красоты. Даже если у подростка нет лишних килограммов, присущие этому возрасту способы самооценки могут привести к слишком критичному отношению к своей фигуре и попыткам ее исправить.

Все начинается с «быстрых» и несбалансированных диет. «Постоянно худеющие девочки-подростки - это проблема, которая начинается с увлечения диетой, а затем может перейти в разряд психических заболеваний. Растущий организм недополучает витамины и целые группы питательных веществ и вынужден затормозить свое развитие. У подростка снижается мышечная масса, может нарушиться рост костей, половое развитие, пострадать функции мозга. Все эти изменения приводят к хроническим заболеваниям и требуют длительного лечения.

5. Выводы по исследованию.

Рассмотрев заболевания учащихся, используя данные, которые нам предоставила школьный медработник, можно сделать следующие выводы:

1. Глаза - это показатель того, как мы смотрим на мир. Мы видим, что происходит ухудшение зрения у учащихся и причины этому могут быть различными. Одна из основных причин - слишком большие нагрузки на органы зрения. Раньше дети всё свободное время пропадали во дворе, а сейчас их не оторвать от телевизоров, компьютеров, телефонов, планшетов. Ещё одной причиной является неправильное питание детей, причем даже в обеспеченных семьях. Многие дети не любят творог, морковку, яица. В итоге детский организм не получает всех жизненно важных макро- и микроэлементов и витаминов, необходимых для нормального зрения.

2.Количество детей с избыточной массой тела или ожирением в среднем звене тоже увеличилось, почти в два раза. Ожирение стало серьезной проблемой для здоровья детей и подростков. Ребенок, который страдает избыточным весом или ожирением, скорее всего, будет страдать от избыточного веса или ожирения в зрелом возрасте. Сложно выделить какой либо один фактор или причину, приведшую ребенка к ожирению. Ожирение связано со многими факторами, с привычками человека, образом жизни и окружающей средой. Генетика и некоторые заболевания также увеличивают шансы человека иметь лишний вес. Дети сегодня окружены многими продуктами и вещами, которые позволяют легко переедать и лишают их активности, а родители имеют меньше времени, чтобы готовить здоровую еду.

3. Наряду с избыточной массой тела, среди учащихся 5-8 классов есть и те, у кого дефицит массы тела и их не мало.

При дефиците веса организм испытывает нехватку полезных веществ, а кости не испытывают достаточной весовой нагрузки, поэтому костная масса не развивается и не набирает нужной плотности. Причины этому могут быть самые разные, в том числе и банальное недоедание девочками- подростками, изначально имеющими некоторые проблемы с фигурой.

4. Исходя из того, что у такого большого числа учащихся нашей школы кариес, можно сделать следующий вывод: многие родители склонны считать, что кариес зубов у детей – явление несерьёзное и неопасное. Ведь у них пока ещё молочные зубы, которые всё равно рано или поздно выпадут, а значит, и лечить это заболевание не стоит. Но а то, что касается самих детей, то данные анкеты говорят о том, что очень мало кто из учащихся правильно ухаживают за своими зубами.

6. Заключение.

Таким образом, проведя нашу исследовательскую работу, я поняла, что для того, чтобы информация легче воспринималась, ее можно представить в виде таблиц, диаграмм. Мы применяли эти способы представления информации для анализа исследования заболеваний учащихся моей школы.

В ходе исследования я проводила статистическое наблюдение, училась систематизировать, наглядно представлять данные, обобщать и делать выводы. Думаю, что знания, полученные при работе над данной темой, пригодятся мне в дальнейшей учебе и в жизни.

Данную работу можно использовать для работы классных руководителей и родителей. Результаты её могут заинтересовать и самих учащихся школы.

Приложения

Презентация

Приложения:

Скачать материал

Если вы не держите ребенка в вакууме и не приглашаете преподавателей домой для его обучения , вам так или иначе придется отдать ребенка в школу, где его ждет много нового, в том числе - типичные для любого среднестатистического школьника заболевания.

Самые популярные заболевания не меняются из года в год, большинство из них характерны для учеников средней и старшей школы, но если с детства обучать ребенка правилам личной гигиены, корректировать режим дня, учитывая - многих проблем удастся избежать. Добавьте сюда закаливание, спорт, благоприятную эмоциональную атмосферу в семье - и можете практически не волноваться: даже если какая-то «зараза» и прицепится, она вашему ребенку не страшна.

И все же, врага нужно знать в лицо:

: различные воспалительные заболевания слизистой желудка, это заболевание смены режима питания и стресса, чем часто отмечена школьная жизнь детей. Симптомы гастрита могут сильно различаться, но если ребенок потерял аппетит, есть изменения стула, раздражителен, бледен, жалуется на общее плохое самочувствие - обратитесь к врачу. В каждом конкретном случае будет назначено необходимое лечение, общей же рекомендацией является щадящая диета. «Нарушение режима питания - главная причина заболеваний желудочно-кишечного тракта. Ребенок должен питаться трижды в сутки, минимум раз в стуки - горячее блюдо. Если ребенок несколько раз жаловался на боль в животе или тошноту, отказывался от еды, или были случаи расстройства пищеварения - возможно развитие дисбактериоза, необходимо обратится к специалисту », - советует педиатр Виктор Анатольевич Каминский.

: искривление позвоночника, быстропрогрессирующее и часто встречающееся у детей от 6 до 15 лет. К сколиозу в нашей стране относятся весьма равнодушно, а между тем от состояния позвоночника зависит здоровье многих внутренних органов, уже не говоря об осанке и походке. Причины сколиоза: тяжелые рюкзаки, сидячий режим, нехватка физической активности, несоразмерная росту ребенка высота столов и/или стульев, неправильное положение тела за партой. Показан осмотр у хирурга-ортопеда. Лечение: профилактическая и лечебная гимнастика.

: дефект зрения, при котором человек плохо видит предметы, находящиеся на некотором расстоянии от него. Несмотря на то, что близорукость - преимущественно наследственное заболевание, все чаще это результат длительной зрительной работы на близком расстоянии. Более 15% школьников страдают близорукостью, а в ВУЗах этот процент уже вдвое выше. Современная школьная практика, особенно в младших классах, предполагает частое пересаживание детей для коррекции зрения. Дома ребенок должен заниматься при хорошем освещении, не читать в темноте, стоит ограничить контакт с телевизором, компьютером, даже частое использование планшетов и телефонов влияет на зрение. Для детей младшей школы необходимы регулярные осмотры у офтальмолога не реже раза в год.

ЛОР-заболевания : «модные» заболевания, все чаще встречающиеся среди школьников разного возраста, ларингиты, синуситы, фарингиты… Большинство этих заболеваний развиваются на фоне перегревания или переохлаждения ребенка. При изменениях в поведении, болях в горле, покашливания, насморке, плохом аппетите необходимо обратится к врачу. Для диагностики и лечения необходима консультация отоларинголога.

: ассортимент этих заболеваний начинается со стандартных детских «краснух» и заканчивая гриппами всех мастей. При любом вирусном заболевании крайне важно вовремя обратится к врачу, изолировать ребенка и дождаться его полного выздоровления, прежде чем вернуть обратно в коллектив.

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», - писал Ганс Селье, известный канадский эндокринолог. Более верного определения этому состоянию и не придумаешь. И, несмотря на убеждения некоторых взрослых, дети школьного возраста не в меньшей мере подвержены ему. О стрессовом состоянии детей написана не одна диссертация, мы же приведем здесь список материалов, которые помогут родителям разобраться в этой сложной теме:

На форуме сайт молодые мамы говорят о: , как бороться

Нейроциркуляторная (вегетососудистая) дистония - это не болезнь. Распространенный в наше время и среди детей, и среди взрослых, диагноз «ВСД» - комплекс симптомов различных заболеваний. «Изменение давления, повышенная чувствительность или апатия, нарушение сна, раздражительность - все это симптомы ВСД, результат уменьшения физической активности детей. Ребенок меньше двигается, происходит отложение солей и защемление тех или иных нервов, возникают нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, кровообращении, и, как результат, в работе нервной системы. Необходимо сократить время, проводимое ребенком в сидячем положении, перед книгой, за компьютером или телевизором. Важно чередовать периоды учебы и игры, физической активности, больше бывать на свежем воздухе, бегать, прыгать и т.д .», - комментирует педиатр.

В школе ребенок получает не только полезную информацию и знания, а и так называемые школьные болезни. Под этим термином врачи подразумевают недомогания, которые зачастую появляются при пребывании ребенка в школе, а это довольно значительный период времени. Какие болезни чаще всего возникают у школьников и какая профилактика нужна – об этом и пойдет речь.

shutr.bz

Проблема с осанкой

По статистикам медосмотров, это одна из самых распространенных школьных болезней. Есть несколько вариантов искривления позвоночника: кифоз, лордоз и сколиоз. Чаще всего это сколиоз – искривление позвоночника. Причины: неудобная парта (низкая или высокая, не по росту ребенка), поза, в которой ребенок пишет или читает, ношение сумки на одном плече, слабый мышечный корсет. Заметить проблемы с осанкой несложно: ребенок начинает сутулиться, горбиться, визуально можно заметить, что одно плечо выше другого. Все это должно насторожить родителей.

Что можно сделать? Для начала поговорите с учителем – он должен рассаживать учеников за парты в соответствии с ростом и наблюдать, чтобы ребенок ровно за ней сидел.

Поговорите с учителем – он должен рассаживать учеников за парты в соответствии с ростом

Родители должны дома контролировать это тоже – нужно обязательно мониторить, как ребенок сидит при выполнении домашних заданий, за кухонным столом, при игре в компьютерные игры. Дорогие мамы, забудьте о сумках на одно плечо как минимум до старших классов! Даже если дочка 12-13 лет просит модную сумочку на день рождения. Значит, нужно убедить девочку, что модный рюкзачок ничуть не хуже сумочки кросс-боди. Груз должен распределятся на плечах равномерно, и для этого подходит только рюкзак! Следите, чтобы он не был тяжелым. Конечно, современные учебники и пособия весят немало, поэтому в сумке школьника не должно быть ничего лишнего. И конечно же, физкультура. Помимо школьных уроков родителям стоит приучить ребенка к ежедневным занятиям утренней зарядкой, на турнике дома или записать ребенка на плавание, танцы, баскетбол или в другую спортивную секцию – особенно если уже поставлен диагноз “сколиоз”.

Проблемы со зрением

Еще одно традиционно школьное заболевание. Особенно опасно, если проблемы со зрением были и до школы – во время учебного года острота зрения быстро падает. А при неправильно организованном рабочем месте и у детей с хорошими показателями до школы во время учебы может появиться данная неприятность. Наиболее распространена близорукость. Ребенок жалуется, что плохо видит буквы на доске. Если мама услышала такие жалобы, нужно сходить к офтальмологу, возможно, ребенку понадобятся очки.

В целях профилактики полезно каждый день делать упражнения для глаз – вращать ими из стороны в сторону, методику можно без труда найти в Интернете или попросить показать окулиста. Также профилактические меры включают хорошее освещение в классе и дома за рабочим столом.

Следите, мамочки, также и за тем, как ребенок читает (расстояние от глаз до книги должно составлять 25-35 см), – это позволит уменьшить напряжение зрительных функций. Время возле компьютера должно быть ограничено: в первом классе разрешено непрерывно смотреть в экран 10 минут, за день не более 20 минут, со второго по пятый класс – 15 минут, а за весь день – 30 минут, старше пятого класса – 30 минут, за день – не более часа. После работы на компьютере должна проводиться гимнастика для глаз. И подумайте, сколько времени ваш ребенок сидит за компьютером дома, возможно, проблема со зрением – не только нагрузки в школе. При любых отклонениях в остроте зрения компьютер под запретом. Не забывайте добавлять в рацион ребенка продукты с высоким содержанием витамина А, который благоприятно влияет на зрительные функции. Его много в чернике, моркови, петрушке, шпинате, печенке, рыбьем жире.


shutr.bz

Проблемы с желудочно-кишечным трактом

У детей проблемы с пищеварением – не редкость. Чем младше ребенок, тем уязвимее желудочно-кишечный тракт. Всему виной неправильное питание и режим принятия пищи. Дома все на совести родителей – что дают, то ребенок и ест.

Не давайте ребенку деньги, если не уверены, что он не купит сухарики, чипсы и другие вредные продукты

В школе немного другая ситуация, вы не видите, чем кормят, съел ли это ребенок и что он покупает на данные ему деньги. Как избежать данной проблемы? Первое – утром дома ребенок кушает полноценный горячий завтрак, по возвращении домой из школы – только здоровая еда. Оговорите с учителем питание в школе и не давайте деньги, если не уверены, что ваш школьник на них не купит сухарики, чипсы и другие вредные продукты.

Вирусные инфекции

Только пошел в школу – и опять насморк, кашель, температура, жалуются постоянно родители. В большом коллективе вирусы быстро распространяются. Иммунная система у каждого ребенка разная, одни редко болеют, другие постоянно на лечении. Самое важное для родителей – чтобы дети не так часто и массово болели. Первая и самая простая мера профилактики – когда ребенок заболел, не нужно вести его в школу и заражать остальных. Если этого правила будут придерживаться все, вспышки инфекций уменьшатся. Старайтесь ребенка закалять, а не окружать парниковыми условиями, оберегая от сквозняков и так далее. Водные процедуры по утрам, обтирание водой с постепенным понижением градуса, спорт, режим дня – вот залог здоровья, а не таблетки для повышения иммунитета.

Педикулез

Да, старинные вши, которыми страдали наши бабушки и дедушки, мамы и папы и по-прежнему заражаются дети в XXI веке. Сегодня вспышки педикулеза довольно распространены, особенно у учеников младших классов. Если родители увидели у ребенка в волосах крохотные белые крупинки, первым делом нужно мчаться в аптеку за противопедикулезными средствами – чаще всего это шампуни.

В наше время долго мучиться, к счастью, и поливать голову керосином не нужно: нанесла шампунь на волосы, подержала, смыла, вычесала гнид, при необходимости повторила.

Следующий шаг – оповестить о случившемся учителя или школьную медсестру, чтобы был проведен осмотр всех детей. Это важный обязательный шаг, ведь зачастую мамы никому не говорят о случившемся, дабы избежать осуждений. Обработала голову ребенка и с чувством выполненного долга повела в школу, при этом не задумываясь, что ребенок, который заразил твоего ребенка, до сих пор не пролечен, а значит, опять заразен и для твоего, и для других детей.


shutr.bz

Конечно, это не все заболевания, которые приносит школа, но самые распространенные и самые поддающиеся профилактике. Следите за здоровьем вашего ребенка, ведь вовремя обнаруженная проблема быстрее устраняется и доставляет меньше хлопот. Здоровья вашим детям!

Какие недуги поджидают наших чад за дверями храмов знаний, и как их предотвратить?Со школьной скамьи в кабинет врача

К сожалению, хронические заболевания отмечаются у 90% российских школьников. Отклонения в здоровье у ребят 7-17 лет по вине образовательных перегрузок, нарушений условий обучения, режима питания и стресса носят обобщающее определение «школьные болезни». Однако до лечения лучше не доводить.

Око за знания . Медицинская статистика указывает, что первый враг учеников средних школ - снижение зрения. Чаще всего детские глаза страдают от близорукости (миопия), когда ребенок плохо видит вдаль. Согласно подсчетам, «очки для дали» носит каждый пятый ученик младших классов и почти половина старшеклассников. Реже у детей развивается дальнозоркость (когда глаза плохо видят вблизи), а также астигматизм, - специфическое понижение зрения. Благодатная почва для расстройств зрения - длительная зрительная работа на близком расстоянии: чтение, письмо, черчение, работа за монитором.

Увы, падение зрения у школьников редко удается предотвратить. Однако минимизировать ущерб возможно. Лучшим методом профилактики медики считают правильную организацию рабочего места в комплексе с правильной тренировкой и отдыхом. Книги и тетради должны находиться не ближе чем в 30 см от глаз. Большая роль отводится освещению. Согласно санитарно-гигиеническим требованиям, каждый школьный класс обязан иметь большие окна. Идеально, если ребенок сидит у окна, когда естественный свет падает слева, а в темное время суток помещение должно освещаться люминесцентными лампами. На переменах рекомендуется давать глазам отдых, а, придя домой, нельзя бросаться делать уроки или смотреть телевизор. Лучше всего прогуляться.

Кроме этого, родители должны объяснить детям пользу тренировки мышц глаз с помощью простых упражнений:

* Несколько раз с силой зажмурить, а затем открыть глаза.

* Вращать глазами сначала по часовой, а затем против часовой стрелки.

* Сфокусировать зрение на отдаленном предмете, после чего близко к глазам поднести палец и сфокусировать зрение на нем.

* Несколько раз посмотреть вверх, вниз, влево, вправо.

Зарядку для глазных мышц стоит делать регулярно в течение дня, а при жалобах ребенка на усталость глаз, ощущение рези или песка в них нужно обращаться к офтальмологу.

Живота не щадя своего... Последняя всероссийская диспансеризации школьников показала, что у учеников средних школ распространены болезни желудочно-кишечного тракта, особенно гастрит, - воспаление слизистой желудка с характерными болями. Причины - нарушение режима питания, снижение иммунитета и стрессы. В условиях российских школ график приема пищи часто бывает неудобен. Например, младшему школьнику, который должен есть 4-5 раз в день, предлагается обед, когда он еще сыт после завтрака. При этом к концу учебного дня малыш успевает проголодаться снова, но терпит до прихода домой. Лучшая профилактика гастрита - добросовестное снабжение вашего чада «карманными обедами»: яблоки, творожки, йогурт, низкокалорийные сэндвичи, - и тогда желудку хватит сил дождаться полноценной трапезы на маминой кухне.

Удар в спину. Нарушение осанки - последствие длительного сидения за партой у 8 из 10 школьников. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на детей в школьном коридоре: почти все сутулятся, торчат лопатки, опущены плечи. Причины сутулости понятны: ученики не следят за правильной посадкой за партой, а учителя не успевают их одергивать. Привычная сгорбленность закрепляется тяжелым ранцем за плечами и усталостью нежных мышц детской спины. Результат печален: при сильном отклонении грудного отдела позвоночника назад врачи могут диагностировать кифоз («горб»), а при искривлении вбок - сколиоз. Ребенок быстрее устает и чувствует напряжение в спине и пояснице. Чтобы этого не произошло, нужно правильно подбирать школьнику ранец, а носить его он должен на обоих плечах и не перегружать учебниками. За партой нужно сидеть прямо, не наваливаясь на нее, а администрация школ должна следить, чтобы мебель соответствовала росту детей.

В качестве индивидуальной профилактики хороши упражнения с гимнастической палкой, которую нужно прижать руками к спине в области лопаток и делать упражнения:

* Ходьба по комнате на носках, пятках внутренней и внешней поверхностях стоп.

* Приседания.
* Наклоны вправо и влево.
* Повороты вправо и влево.
* Наклоны вперед.

Эффективны упражнения с грузом на голове. На темя кладется небольшой мешочек с песком, который нужно удерживать во время ходьбы по комнате и приседаний.

Железные нервы. Не стоит думать, что «школа - не работа, волноваться нечего». Учеба - это стресс, и психологи отмечают, что половина российских школьников страдают различными формами неврозов. Для расстройств нервной системы характерны тревога, беспокойство, напряженность и беспокойный сон. Причины: большие нагрузки, несоответствие академическим требованиям и хроническое недосыпание. Легкий невроз важно заметить «в зародыше», - пока он не перерос в серьезные психические расстройства. Вам следует быть тактичными с ребенком, прислушиваться к его проблемам, не перегружать, не преувеличивать значимость школьных оценок. Создайте комфортную эмоциональную среду дома и следите за режимом дня. Не стоит позволять школьнику подолгу «расслабляться» перед телеэкраном или за компьютерными играми, особенно перед сном.

Лучше приложите усилия, чтобы увлечь ребенка каким-то видом спорта, танцами, подберите вместе с ним такое хобби, которое позволяло бы сбрасывать стресс, удовлетворять потребность в общении, соревновании и попутно укрепляло бы его здоровье. А также цените и берегите психологический покой вашего чада, и тогда он покинет стены школы с багажом знаний, а не болезней.

Отправляя ребенка в школу, многие родители следят только за успеваемостью, а здоровье малыша отодвигается на второй план. И это в корне не правильно.

«Школьные годы чудесные», но не беззаботные. Вводятся все новые и новые стандарты обучения, к школьникам предъявляют высокие требования, которые также увеличивают с каждым годом. Организм учеников не справляется с нагрузками, развиваются различные «школьные» заболевания. Оканчивая школу, ученик вместе с аттестатом зрелости получает пышный букет заболеваний.

У 90% школьников отмечаются хронические заболевания. Отклонения в здоровье у детей 7-17 лет, носит обобщенное название “школьные” болезни. Естественно «школьные» болезни можно избежать. Но как?

Адаптация в школе

Ребенок, не успев перешагнуть порог школы, сталкивается с рядом задач: учебная программа, новый коллектив, новые условия, школьные нормы поведения. Задача родителей и учителей с первого дня ребенка в школе уделять достаточно внимания к адаптации малыша, иначе в дальнейшем, возможно, пострадает нервно-психическое состояние и физическое здоровье. От того как пройдет первая адаптация в школе, зависит здоровье ребенка и его успеваемость.

Стрессы и неврозы

Многие родители из благих намерений стараются записать сына или дочь во все кружки и секции, но чрезмерная , да еще и секции с кружками, могут привести к или . Хотите этого избежать? Оставьте ребенку время на отдых, игры, спокойный сон, этим самым можно избежать ряд «школьных» болезней.

Снижение зрение

Снижение зрение, по словам медиков, самая распространенная школьная болезнь. Для того чтобы у ребенка не портилось зрение, достаточно выполнять правила:

  • Место для выполнения домашних занятий должно быть удобным и хорошо освещенным.
  • Нельзя позволять ребенку лежа читать
  • Ограничить время для
  • Следить, чтобы в меню ребенка были капуста, морковь, черника, рыба, творог и зелень.

Сколиоз – враг номер один

Сколиоз – враг номер один, одна из самых распространенный «школьных» болезней.

«Сколиоз (греческое слово σκολιός означает – «кривой», латинское слово scoliōsis) – стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения.

Что приводит к сколиозу? Неправильное положение за партой и при ходьбе. Если малыш постоянно сидит с неровной спиной, ходит, ссутулившись, происходит деформация позвоночника, и он постоянно испытывает недостаток кислорода. Появляется быстрая утомляемость, снижается внимание. К тому же, было замечено: дети, страдающие от сколиоза, более зажаты и менее активны и общительны.

Как избежать школьную болезнь сколиоз?

Как избежать школьную болезнь сколиоз? Следить за осанкой!

  • Правильно сидеть за столом: ноги стоят на полу, колени согнуты под прямым углом, локти на уровне стола.
  • Правильно ходить: тело при ходьбе должно быть ровным.

Выработать правильную осанку при ходьбе, поможет такой способ:

Поставить малыша спиной к стенке, прижать к ней пятки, икры, ягодицы, лопатки и голову. Запомнить это положение и походить.

Ежедневно выполняя это упражнение, ребенок быстрее научится правильно ходить.

Гастрит

К сожалению, гастрит у школьников распространенная проблема. Эту «школьную» болезнь можно также избежать.

Нужно следить, чтобы ребенок обязательно утром завтракал, но не бутербродами, а кашей, сыром, яйцами, йогуртом. Обедал и не ходил голодным, перебивая аппетит сладостями. Ужин должен быть сытным, но легким. Следует избегать жареной и жирной пищи. В меню ребенка обязательно должны входить кисломолочные продукты: кефир, ряженка. Они улучшают работу пищеварительной системы.

Педикулез

Педикулез среди школьников встречается чаще, чем бы нам этого хотелось. Если вдруг ваше чадо заразилось, не стоит никого ругать и ударяться в панику. Что делать?

  • Срочно лечить, в аптеке достаточно различных средств продается.
  • Сообщить классному руководителю.

«Школьные» болезни, впрочем, как и все остальные, проще предотвратить, чем лечить.

Посмотрите еще

Читайте также: