Показателями физически совершенного человека являются. Физическое совершенство - это красота и здоровье тела

Физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных показателей организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Физическое развитие растущего организма характеризует процесс формирования, созревания (биологический возраст) и морфофункциональное состояние на каждом отрезке времени. Оно подчиняется биологическим законам и зависит от комплекса социально-экономических и других условий. Наряду с заболеваемостью, рождаемостью и смертностью физическое развитие - один из важных показателей санитарного состояния населения.

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях

Физическое совершенство - Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершен­ного человека современности являются:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том чис­ле и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

2) высокая общая физическая работоспособность, позволяю­щая добиться значительной специальной работоспособности;

3) пропорционально развитое телосложение, правильная осан­ка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

5) владение рациональной техникой основных жизненно важ­ных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

На современном этапе развития общества основными крите­риями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport - «игра», «развлечение») - организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и (или) интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе. Спорт представляет собой специфический род физической или интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков, спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.

Особенности этапа результирующей отработки действий: задачи, средства и методы, особенности методики и технологий в педагогическом процессе.

Цель дальнейшая отработка двигательного действия, которая приводит к образованию прочного двигательного навыка.

Решаемые задачи:

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия.

2. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (необходимые усилия, рациональный ритм и темп, точность, эффективность, экономичность и т.д.)

3. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от сложившихся внешних условий выполнения действия.

Ориентировочная основа действия на этом этапе как бы свёртывается – часть опорных точек на которых ранее концентрировалось внимание, теперь выводятся из сферы постоянного осознания (что не исключает возможность вновь их брать под сознательный контроль, когда этого требуют обстоятельства).

Наряду с методами стандартно-повторного упражнения шире, чем на предыдущем этапе применяются методы вариативного интервального упражнения с разнообразными приёмами изменения параметров и условий действия.

Возрастает удельный вес комбинированных разновидностей способов выполнения двигательных действий – повторно-переменного и интервального упражнения с жёсткими и иными интервалами отдыха .

Шире используются игровой и соревновательные методы.

Многократное воспроизведение разученного действия, служит одновременно и фактором развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости и т.д.), определяющих его эффективность.

Это обеспечивается следующими методическими приёмами:

Использование в процессе выполнения упражнений дополнительных сопротивлений и отягощений в чередовании с выполнением упражнений без сопротивлений и отягощений.

Стимулирование скорости и темпа выполнения движений с помощью внешнего сенсорного лидирования, технических средств и содействующих внешних условий (свето и звуколидеры, тренажёры, силы инерции, реакции опоры и т. д.).

Выполнение упражнений на фоне утомления, создаваемого предшествующими нагрузками и сокращением интервалов отдыха между повторениями.

Идеомоторное упражнение используется как способ самонастройки на совершенное исполнение двигательного действия в сжатом, сокращённом виде с акцентированием внимания на ключевых моментах и условиях его выполнения, а также как способ самоанализа и исправления допущенных ошибок.

Предупреждение и исправление ошибок:

Чрезмерная, излишне акцентированная и затянутая концентрация внимания на контроле за деталями действия, что тормозит его автоматизацию. Это исключается при использовании методических приёмов, способствующих переключению внимания на его результат и переменные условия действия, включением его в игровые и соревновательные ситуации.

Нарушение меры в использовании стандартно-повторного упражнения, следствием чего является чрезмерная стереотипизация навыка; либо наоборот нарушение меры в варьировании упражнений и условий их выполнения, в результате чего формируется недостаточно устойчивый навык.

Нарушение меры между отработкой двигательного навыка и воспитанием физических качеств.

Для этого необходимо обеспечить гармоничное соединение совершенствования техники действия и воспитания двигательных качеств, определяющих его эффективность.

Контроль за формированием навыка и его совершенствованием:

Такой контроль включает определение его общей результативности и качественных сторон навыка, от которых зависит его надёжность и эффективность.

Общая результативность действия – оценивается в тестах и соревнованиях, результаты которых сопоставляются с табличными нормативами. Здесь определяется лишь внешняя результативность действия, но не выявляются отдельные составляющие, от которых зависит его практическая эффективность.

Критерий эффективности техники действия выводят на основе сопоставления его результативности при целостном воспроизведении и так называемого двигательного потенциала, оцениваемого в тесте, являющимся упрощённым вариантом действия. Например, по результату выпрыгивания вверх толчком двух ног с места, оценивается двигательный потенциал в прыжках в высоту. Об эффективности техники действия можно судить в беге по соотношению длительности полётных и опорных фаз или по соотношению длины и частоты шагов.

Степень автоматизации движений – оценивается по успешности выполнения упражнений, требующих переключения внимания по ходу действия с него самого на те или иные объекты и задачи. Например, выполнение упражнений, связанных с ограничением зрительного и экстерорецептивного контроля или в процессе выполнения упражнения, анализ внешних условий на решение дополнительных задач двигательной деятельности.

О степени надежности приобретённого навыка судят по его стабильности в условиях сбивающих факторов и по его целесообразной вариативности в меняющихся условиях, что выявляется посредством соответственно организованных контрольных упражнений.

Совокупность названных критериев и контрольных тестов позволяет всесторонне контролировать ход формирования и совершенствования двигательного навыка на завершающем этапе отработки действия.

И развития человека в соответствии с требованиями жизни. Многие современные люди не слишком развиты в этом отношении. Конечно, можно возразить, что условия современной жизни не требуют наличия особой силы. Сейчас для того чтобы жить и зарабатывать, достаточно иметь умственные способности. Но все-таки настоящая радость жизни возможна, только если человек обладает здоровым телом.

Физическое совершенство - это тот идеал, к которому должен стремиться каждый для формирования гармонично развитой личности. И при этом физическое совершенствование обязательно должно взаимодействовать с нравственным и эстетическим воспитанием.

Развитие тела для физического совершенства

Красота тела? движений, хорошая осанка и гармоничность в пропорциях. К показателям физического совершенства относятся все эти качества. Спорт и упражнения воспитывают желание быть цельным и слаженным в движении. Тренируя и развивая свое тело, мы подсознательно стремимся к эстетической красоте. Если бы не было этих мотивов, занятия спортом теряли бы всякий смысл. К тому же физическое совершенство - это именно то, что благотворно воздействует на умственные способности.

Важность физического развития

Мы все время должны заботиться о своем физическом развитии, если хотим поддержать организм в Это единственно верный путь избежать раннего старения, только таким способом можно укрепить и развить все части нашего тела.

Если мускулы бездействуют в течении продолжительного времени, то они теряют свою эластичность и увядают. Такое явление является обратным процессу развития и выражается в и их дряблости. Чаще всего такие проблемы возникают у людей, которые ведут сидячий и малоподвижный образ жизни. Такие люди устают от любого движения, а ослабленная нервная система становится причиной стресса и прочих заболеваний.

Стресс же, в свою очередь, негативно сказывается на работе внутренних органов, что ярко выражается на теле женщин в виде целлюлита. Наше тело, допустим, через целлюлит, подает нам сигналы, что мы ведем неправильный образ жизни.

Показатели физически развитого человека

Понятие "физическое совершенство" достаточно широкое, и прежде всего оно связано с уровнем и характером здоровья человека, с его работоспособностью и продолжительностью его жизни. Крепкое здоровье дает человеку возможность быстро и безболезненно адаптироваться к различным изменениям в жизни, быту и работе. Физическое совершенство - это именно то, что помогает добиться увеличения работоспособности.

Если на протяжении жизни человек часто болеет и рано умирает, то вряд ли это указывает на физическое совершенство. Стоит также отметить, что среди часто болеющих можно встретить и людей в отличной физической форме. Значит, и совершенство - это не одинаковые понятия. Совершенствование природы человека в широком смысле этого понятия во многом зависит и от социальных факторов.

В единстве с воспитанием основных двиг. способностей в процессе физ.воспитания обеспечивается совершенствование телесных форм и качеств. Значительную роль играет системное воздействие на формир-ие и состояние осанки, гибкости тела и пропорций телосложения, поддающихся регулированию.

Различают основную форму проявления осанки , выраженную в позе прямостояния, и оперативную осанку , т.е, вариативные формы проявления осанки в условиях трудовой, спортивной и других видов деятельности (рабочая осанка, осанка боксера, осанка фехтовальщика, осанка бегуна и т.д.). При фиксации нормальной осанки в основной стойке голова удерживается без наклона в сторону, грудная клетка paзвёрнута, живот подтянут, ноги разогнуты с наибольшим приближением к вертикали, выпрямленное в целом тело фиксировано без излишних напряжений - с минимальными, по сравнению с другими вертикальными стойками, усилиями. При благоприятных усл-ях осанка такого типа формируется и стабилизируется уже в первые возрастные периоды развития индивида, но не остается неизменной. В комплексе внутренних факторов непосредственно определяют ее статус преимущественно следующие:

Рефлекторные механизмы поддержания позы и общая регуляция ее высшими отделами ЦНС.

Тонические и фазно-тонические свойства мышц, фиксирующих позу,

Опорные, рессорные и пластические свойства скелета, а также взаимодействие его звеньев.

Методика воспитания осанки :1.Формир-ие и закрепление навыка «основной стойки», для этого надо сформулировать представление об осанке и прочувствовать её.(Методы-словестный,наглядный, прочувствования) 2.Освоение и закрепление навыков рациональной осанки в двигательных действиях.

Внешние признаки осанки. При этом имеют в виду главным образом внешние выраженные признаки основной позы прямостояния (постановки головы, туловища, ног, видимую форму их взаиморасположения и т. п.)

Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости служит макс. амплитуда (размах) движений. Высокий уровень подвижности в суставах облегчает приобретение и совершенствование новых двиг.навыков, предохраняет от травм опорно-двиг.аппарат, способствует снижению напряжения мышц при выполнении движ-ий, облегчает реализацию скоростных, силовых и координацион.способностей.

Различают, активную гибкость (проявляемую в результате собственных мышечных усилий) и пассивную (выявляемую путем приложения к движущейся части тела внешних сил - тяжести, усилий партнера и т.д.).

Для в-ия гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения (УПР. на растягивание). Они делятся на активные УПР., активно-пассивные и пассивные. В пассивных УПР . макс.амплитуда достиг-ся за счет усилия, прилагаемого партнером. В активно-пассивных движ-ях увеличение амплитуды достиг-ся за счет собственного веса тела (шпагат, растягивание в висах на перекладине),.К активным УПР . относ-ся махи, медлен.движ-ия с макс.амплитудой, статические напряжения с сохранением позы.

Методика воспитания гибкости основана на использовании упражнения на растягивания. Средства: как правило простые упражнения, наклоны, маховые движения, с самозахватом, с внешней помощью. Тренировочный эффект таких упражнений объясняется феноменом врабатываемости, т.е способностью мышц рефлекторно отпускать отдельные звенья кинематической сети.

Методические условия применения :

1)обязательность разминки перед выполнением упражнений

2)ставить конкретные цели

3)упр. на растягивание выполняется сериями в послед-ти для верхн. конечностей, для тул., для нижн. конечностей

4)между сериями на растягивание выполнять упражнение на расслабление

5)при выполнении упражнений, их амплитуду постепенно увеличивать

6)основной метод развития гибкости- повторный

7)использовать психическую настройку, активное самовнушение и творческую активность

8)в тренир. процессе, направленном на развитие активной динамической гибкости целесообразно первыми выполнять упражнения для совершенствования пассивной гибкости, затем активно динамической.

Для эффективного развития подвижности в суставах и для избежания травматизма, УПР. на гибкость должны выполняться после хорошего разогревания (после разминки или в конце основной части трен.занятия на суше или между отдельными подходами в силовых упр.).Растяжение м-ц и сухожилий после сил.УПР. снижает тоническое напряжение м-ц и способствует повышению скорости восстановления после нагрузок.

В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт.

Остановимся на определении таких понятий, как "физическое развитие", "физическое совершенство", "физическая подготовленность" и определим их взаимосвязь.

Физическое развитие -- динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности.

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции.

Физическое развитие, наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью, является одним из показателей уровня здоровья населения. Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и развития, но в то же время существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека.

Под физическим развитием понимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности.

Неблагоприятные факторы, оказывающие воздействие во внутриутробном периоде и в раннем детском возрасте, способны нарушить последовательность развития организма, иногда вызывая необратимые изменения. Таким образом, факторы внешней среды (условия питания, воспитания, социальные, наличие заболеваний и другие) в период интенсивного роста и развития ребёнка могут оказать большее влияние на рост, чем генетические либо другие биологические факторы.

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость лёгких, мышечная сила кистей рук и др.; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния.

  • 1. Аэробная выносливость -- способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.
  • 2. Скоростная выносливость -- способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.
  • 3. Силовая выносливость -- способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.
  • 4. Скоростно-силовая выносливость -- способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.
  • 5. Гибкость -- способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счёт эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.
  • 6. Быстрота -- способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
  • 7. Динамическая мышечная сила -- способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объёма и плотности мышц -- «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.
  • 8. Ловкость -- способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.
  • 9. Состав тела -- соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.
  • 10. Росто-весовые характеристики и пропорции тела -- эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение. Эти параметры определяют эффективность определённых двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определённых спортивных достижений.
  • 11. Важным показателем физического развития человека является осанка -- комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы, а также его здоровье, объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.

Так как понятия «физическое развитие» и «физическая подготовленность» часто смешивают, следует отметить, что физическая подготовленность -- это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.

Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью .

Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость и т. д. Чтобы оценить уровень физической подготовленности, его необходимо измерить. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью тестов. Набор и содержание тестов должно быть различно для возраста, пола, профессиональной принадлежности, а также в зависимости от применяемой физкультурно-оздоровительной программы и её цели.

Физическое совершенство -- исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменяются в зависимости от ситуаций социального развития, отражая реальные требования общества.

физическое воспитание развитие

Конечной целью и ключевым фактором специфического и педагогического процесса по формированию двигатель­ных навыков, морально-волевых и психологических качеств обу­чаемых является физическое совершенство, которое предполагает высокий уровень физического состояния, физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности.

Физическое состояние оценивается по сумме показателей физического развития, состояния здоровья и физической подго­товленности личности.

Физическое развитие характеризуют такие морфологиче­ские показатели, как рост, вес, окружность груди, развитие мы­шечной системы. Сюда включаются жизненная емкость легких, подвижность грудной клетки, мышечная сила, гибкость и др. Уро­вень физического развития определяется по данным внешнего ос­мотра и антропологическим измерениям.

Состояние здоровья зависит от нормального функциониро­вания всех органов и систем человека, а также от наличия или от­сутствия болезней, морфологических изменений организма обу­чаемого. Эти данные можно выявить во время медицинского ос­мотра (диспансеризации).

Физическая подготовленность слушателей предполагает разносторонние двигательные способности, оптимальный уровень развития физических и прикладных навыков. Она совершенствуется под влиянием систематических занятий фи­зическими упражнениями, с помощью которых развивается сила, быстрота, выносливость и ловкость.

Под влиянием упражнений значительно улучшается функ­циональное состояние организма обучаемого. При этом совершен­ствуются функции нервной системы, которые затормаживают процессы возбуждения, регулируют реакции на изменение ситуа­ции.

У натренированных слушателей сердечно­сосудистая система на различные нагрузки реагирует рационально. Так, при резких ее увеличениях она характеризуется экономной работой органов кровообращения и сокращением восстановитель­ного периода. Повышенный объем легких обеспечивает хорошее снабжение кислородом крови и повышает ее защитные свойства. Это, в свою очередь, благотворно сказывается на деятельности других систем и органов.

Физические упражнения улучшают обменные процессы в организме человека. Так, в мышцах увеличивается содержание гликогена, являющегося основным энергетическим веществом. Он расходуется экономно, окисление продуктов распада происходит быстрее и полнее, удаление продуктов обмена ускоряется. Проис­ходят и другие благоприятные процессы в организме, что способ­ствует укреплению здоровья, а также общей и профессиональной работоспособности.

Учебные занятия, тренировки в секциях улучшают физиче­ское развитие, укрепляют здоровье, повышают уровень разносто­ронней физической подготовленности слушателей, то есть являются основным средством физического совершенствова­ния

Физическая подготовленность слушателей сти­мулирует умственную деятельность, способствует лучшему освое­нию учебных дисциплин, повышает устойчивость организма к воздействию негативных факторов. Высокий уровень физической подготовленности находится в прямой зависимости от профессиональной деятельности и позво­ляет слушателям четко выполнять свои функции, пре­одолевать физические нагрузки, нервно-психические напряжения, восстанавливаться в небольшие промежутки времени между уче­бой и отдыхом. Физически подготовленные слушатели менее подвержены утомлению, быстро усваивают учебный мате­риал, как правило, хорошо учатся, становятся хорошими профес­сионалами.

Известно, что новые технологические системы, применяе­мые в учебном процессе, не снижают, а, наоборот, подчеркивают роль человека в управлении. Человек остается важ­нейшим и наиболее надежным звеном любой системы управления. Степень его надежности зависит от технических, физиологиче­ских, организационных и других факторов. Поэтому важно систе­матически повышать и поддерживать на определенном уровне фи­зическое состояние обучаемых. Это осуществляется за счет систе­матического выполнения специфических упражнений, которые положительно влияют на физическое состояние, особенно на вы­работку тонкой двигательной координации.

Чрезмерное наращивание физической силы вызывает ско­ванность и напряженность, затрудняет овладение тонкими двига­тельными навыками. Баскетбол, волейбол, настольный теннис, плавание способствуют развитию высокой проприоцептивной чув­ствительности и других важных качеств.

Физическое совершенство обучаемого определяется ком­плексными показателями его морфологических особенностей, функциональных возможностей и двигательных способностей. Формирование физического совершенства представляет собой многогранный процесс, который зависит от правильного исполь­зования средств, методов, организации и условий учебной дея­тельности педагогов, их материального благосостояния, а также от военно-социальных условий слушателей.

Следует учитывать, что курсанты во время учебы в ВУЗе заметно меняются морфологически, прибавляют в весе и росте. Это происходит за счет того, что в данные годы они за­крепляют и шлифуют навыки систематического физического со­вершенствования, приобретенные в школе. Слушатели становятся самостоятельными личностями и занимаются физическими уп­ражнениями вполне осознанно.

В ВУЗах имеются объективные предпосылки для раз­вития физических и духовных сил, морально-волевых и психоло­гических качеств обучаемых. В конечном счете, это ведет к гармо­ничному развитию личности, физическому совершенству. Этому способствует хорошо организованный учебный процесс и отдых, калорийное питание, сон, нормальные бытовые условия, медицин­ское обеспечение и контроль, соблюдение правил личной и обще­ственной гигиены, наличие свободного времени, избавление от вредных привычек.

Однако главное и эффективное средство в достижении фи­зического совершенства - это упражнения, разные по характеру и интенсивности. Их целенаправленное использование оказывает многостороннее и глубокое влияние на физическое состояние, фи­зическое развитие, состояние здоровья и физическую подготов­ленность слушателей. При систематическом выполне­нии упражнений мышцы претерпевают изменения, которые затра­гивают антропометрические и внешние признаки, а также функ­циональные показатели. Правильное и регулярное выполнение уп­ражнений обеспечивает удлинение, утолщение и повышение прочности костей, улучшение эластичности связок; укрепляет и увеличивает массу мышц.

Под влиянием упражнений увеличивается окружность груд­ной клетки, плеч и бедер, уменьшается окружность живота и тол­щина кожно-жировой складки; снижается возможность получения травм. Кроме того, существенно изменяется в лучшую сторону: форма грудной клетки, позвоночника, рук, шеи, ног и стоп стано­вится естественной и пропорциональной; мышцы - рельефными; походка, осанка и фигура - гармоничными и красивыми. Заметно улучшаются и функциональные показатели: увеличиваются жизненная емкость и объем легких, подвижность грудной клетки, мышечная сила; стабилизируется вес.

В ряде случаев упражнения способствуют устранению или исправлению сформировавшихся или врожденных недостатков в телосложении. Особенно этому благоприятствуют занятия по гим­настике, лыжной подготовке, плава­нию, спортивным и подвижным играм, другим видам спорта.

Таким образом, физическая культура является составной частью образовательного процесса. Важно, чтобы ее организация, средства, методы и формы способствовали успешному освоению знаний слушателями.


См.: Примерим учебная программа по дисциплине "Физическая культура (физическая подготовка)" для курсантов ВУЗ МО РФ. М.: СК МОРФ. 1996.

Теория и организация физической подготовки войск: Учебник. СПб: ВИФК, 1992.

Читайте также: